Авторский коллектив нашего сайта Антиквариат Японии надеется, что эта небольшая статья для почитателей истории Японского меча самураев, была достаточно информативной и в значительной мере полезной !
Обзор на Японский уникальный антикварный Tanto Katakiriba-zukuri Kogatana Horimono Rokkasen Период Мэйдзи 1868-1912 г.
Техника изготовления: традиционная японская «пакетная» ковка, закалка,
полировка, гравюра.
Время изготовления: начало - 20-е годы XX в. (поздний Мэйдзи – ранний
Тайсё).
Классификация клинка: по форме и размеру – танто; по периоду
изготовления – гэндайто («современный меч»).
Данный клинок формы когатана (с расширением и отсутствием заточки в
области пяты), с небольшим утидзори – «внутренним» изгибом лезвия;
асимметричный - «внешняя» сторона (омотэ), украшенная гравюрой,
выполнена в стиле кириха-дзукури; «внутренняя» сторона (ура) – в стиле
хира-дзукури. Обух формы иори-хикуй; черен формы убу-накаго / ха-агари; 1
отверстие мэкуги-ана; декоративная опиловка черена – кэсё-ясури в
сочетании с декоративной полировкой кэсё-мигаки (чередование матовых и
зеркальных полосок в закаленной части черена, примыкающей к порожкам, а
также на обухе в области вершины клинка).
Размер
длина клинка (нагаса)-288 мм
изгиб клинка (сори)-1 мм Muzori
Хвостовик без подписи (му мэй)- работа безымянного мечника из провинции Мино периода син-синто
Кантей сё (описание)
Строение клинка (Тсукорикоми)-Ката-кириха-зукури-Когатана Katakiriba-zukuri 片切刃造.Сторона с режущим лезвием. Форма совмещает остроту хирадзукури с прочностью синогидзукури. Создавали клинки такого редкого строения в период Бакуматцу-Мэйдзи данные мечники -мечник Rai Kunitoshi 来国俊, школа Hasebe 長谷部 , мечник Nobukuni 信国, мечник Kagemitsu 景光, мечник Sadamune 貞宗,мечник Akihiro 秋広, мечник Hirotsugu 広次, мечник Takagi Sadamune 高木貞宗, школа Echizen-Seki 越前関, школа Horikawa 堀川,школа Yasutsugu 康継, Onizuka Yoshikuni 鬼塚吉国, мечник Taikei Naotane 大慶直胤.
Боши-Ко-мару
Хамон-Нотаре-Мидаре
Кожа меча (джихада)-Конука (рисунок рисовое зерно) Nashiji
Хвостовик (накаго)- Убу
Насечка напильником-Ясури-мэ Katte Sagari
Мекуга Ана-одно отверстие на хвостовике
Материал сталь тамахаганэ
«Внешняя»
сторона
клинка
(омотэ)
декорирована
высокохудожественной гравюрой хоримоно с изображением т.н. роккасэн -
«шести бессмертных поэтов»,1
их имен и стихов (скорописными
иероглифами). Гравюра сочетается с чернением (травлением)
Изображения поэтов (по направлению от вершины клинка к пяте):
1 Отомо-но Куронуси
2 Оно-но Комати (придворная дама)
3 Кисэн-хоси
4 Аривара-но Нарихира
3 Кисэн-хоси
4 Аривара-но Нарихира
5 Бунъя Ясухидэ
6 Содзё Хэндзё
Узоры ковки и закалки проявлены на обеих сторонах. Узор ковки
(китаэ) – плотный ко-итамэ («мелкий узор сучковатого древесного спила»),
в изобилии проявлены дзи-ниэ (мелкие яркие кристаллы, разбросанные по
незакаленной области. Узор закалки
хамон
в стиле
нотарэ-мидарэ
(иррегулярная волнистая линия средней толщины); линия
хабути,
очерчивающая закаленный участок лезвия, на основе мелких кристаллов ко-
ниэ; форма закаленной вершины (боси) -
нотарэ-ком
(продолжение
волнистой линии закалки) с выраженным каэри (участком закаленного
обуха).
Клинок не подписан, предположительное время его изготовления, судя
по состоянию патины на черене (в стадии формирования, еще не получившая
характерного для более ранних клинков насыщенного серо-бурого оттенка) –
начало - 20-е годы XX в. (периоды поздний Мэйдзи – ранний Тайсё).
1 Эти поэты жили в период ранний Хэйан (конец IХ в.) и принадлежали к высшей придворной аристократии.
Их стихи вошли в императорскую поэтическую антологию «Кокинвакасю» («Старые и новые японские
песни», Х в.) и знаменитый сборник «Огура хякунин иссю» («Стихи ста поэтов», конец XII в.)
Убранство меча (сиро сая)-белые ножны,дерево хоноки (магнолия)
Хабаки (запорная муфта) серебро Gin с косыми насечками осеннего дождя строение-монолитная,плоская (хито-касанэ), выполненную из серебра (гин)
Редчайшее-уникальное в своей неповторимостью стороение клинка,выполненое в стиле Когатана kogatana
Хоримоно бондзи нанесено вдоль всего клинка с изображение 六歌仙 Rokkasen Роккасэн
провинция Мино (совр. преф. Гифу).
Убранство меча (коси раэ)-
- Материалы: древесина магнолии, лак, латунь, золотая фольга.
- Описание: ножны формы дэнтю-саси кодзири (с расширением в области
завершения и специфической формой набалдашника), лакированы в сложной
технике кара-нури с использованием лаков разного цвета и золотой фольги;
С внешней стороны золотым лаком изображен бондзи («буддийский знак»)
«кан» - обращение к защите божества Фудо-мёо. Массивное кольцо для
темляка (заменяющее обоймицу куригата) с ажурной декоративной основой-накладкой и устьице коигути – латунные; кольцо и основание украшены
гравюрой (растительный орнамент).
- Размеры: длина 33,8 см, ширина макс. - 5,0 см; толщина (включая куригата)
3,3 см.
Состояние сохранности: имеются следы бытования, включая небольшое
поверхностное загрязнение; небольшие вмятины и царапины на лаковой
поверхности; обоймица коигути отклеилась от основы.
Лак,которым покрыты ножны (сая)-разновидность цугару-нури : на непросохший черный лак наносятся крошки размельченного затвердевшего черного лака, затем поверхность покрывается смятой золотой фольгой, поверх наносятся несколько слоев прозрачного темно-красного лака (могут быть добавлены золотой порошок и более крупные частички золотой фольги), затем непрозрачного (увеличивается количество пигмента). После затвердивания лака, поверхность вышлифовывается, вскрываются все слои лака, затем покрывается прозрачным лаком и полируется.
На наружной стороне ножен , в технике хира-макиэ нанесен бондзи -санскритский знак -"Фудо-мёо"
рукоять меча (цука)- классический сая танто-дерево хоноки,чёрное неполированное самэ( кожа ската) и крупным зерном.
Менуки-симетричное изображение дракона Рю
*Примечание : коси раэ оправа меча-изделия периода Мэйдзи. Ножны и рукоять-Работа высокого колекционного уровня.
Tanto-bukuro 刀袋 Шёлковый мешок для хранения и перености японских мечей
История 六歌仙 Rokkasen Роккасэн
«Шесть бессмертных», «Шесть лучших поэтов» 六歌仙 Роккасэн-шесть японских поэтов, творивших в жанре вака (Kokin Wakashū) в IX в.
Хэндзё (Henjo, 遍昭)
Аривара-но Нарихира (Ariwara no Narihira, 在原業平)
Фунъя-но Ясухидэ (Fun’ya no Yasuhide, 文屋康秀)
Кисэн-хоси (Kisen, Kisen Hōshi, 喜撰法師)
Оно-но Комати (Ono no Komachi, 小野小町)
Отомо Куронуси (Ōtomo Kuronushi 大友黒主)
Список из шести великих поэтов сформирован Ки-но Цураюки в предисловии к императорской антологии «Кокинсю». Однако титул «бессмертных» (касен) был дан им более поздними критиками. У Цураюки это «шесть знаменитых поэтов недавних времен». В дальнейшем известны также списки «тридцать шесть бессмертных поэтов» и сто поэтов антологии Огура хякунин иссю.
Документы подтверждающие подлинность меча. Торокусё регистрационная карточка номер 038218
Некоторые советы в обращении с настоящим японским мечом
1. Никогда не прикасайтесь к лезвию с голой кожей! Если возникает необходимость в тактильном исследовании лезвия, используйте шелковую или иную ткань. Можно сделать это, удерживая Tsuka в одной руке и лезвие держать на шелковой ткани с другой стороны. При осмотре меча лезвие (Hasaki) должн обыть обращено вверх - Ха.
Япония антикварный уникальный Tanto kogatana Horimono Rokkasen Период Мэйдзи 1868-19122.Следует избегать дыхания или произносить слова непосредственно над лезвием ! Влага может вызвать пятна или точечную коррозию на поверхности стали. Никогда не устанавливайте меч на Kissaki .Во время обмена или прохождение катаной от одного человека к другому, не направляйте кончик клинка киссаки на лицо, получающее меч. Перед тем как передать меч к другому человеку, лезвие должно находиться в Сая!
Для ухода за мечом используйте только специальное масло - Chōji Чёжи ( аруба) 丁 子 [ち ょ う じ
Данный меч Танто,в убранстве коси раэ,представляет собой качественное кузнечное изделие с хорошей ковкой и линией закалки клинка.Состояние клинка (нагаса),оправы коси раэ и его элементов хорошее.Катана изготовелен в эру Ōnin 1429-1469,представляет собой антикварное значение и историческое значение,а так же высокий коллекционный потенциал.
Каждый имеет право наслаждаться своим собственным уникальным мечом, осознавая, что Душа Самурая продолжает жить в клинке.У Самураев считается, что Меч сам выбирает своего Хозяина и если Вы почувствовали клинок, то это Ваш Меч!
Данный антикварный предмет- оригинал! - его нельзя отнести к холодному оружию ,и предлагается только для использования в научно-исторических и художественных целях, или для пополнения личной коллекции.