Авторский коллектив нашего сайта Антиквариат Японии надеется, что эта небольшая статья для почитателей истории Японского меча самураев, была достаточно информативной и в значительной мере полезной !
Обзор на Японский меч катана работы кузнеца Kanesada О-Wazamono провинция Мино Эра эры Бунки 文亀 1501-1502 г
Статус меча Кото ( старый меч)
*Он Имел также прозвище 千兩兼定 Сэнрё Канэсада – «Канэсада – 1000 золотых монет», ибо был человеком весьма состоятельным по сравнению с «обычными» кузнецами мечей
切 れ 味 の 分類 По классификации мастер ранга Wazamono Список мастеров "самых острых мечей".
Echizen Ieyoshi bonryu wazamono- Список мастеров "самых острых мечей".
Мастер значится в справочнике конца 18 века Kaihōkenshaku среди лучших кузнецов Японии.
*Во второй половине периода Эдо (1600-1868 г.) японские эксперты по мечам пользовались системой остроты оценки лезвия Сайдзё О Вадзамоно - Самые лучшие, О Вадзамоно лучшие, Рё Вадзамоно- очень хорошие, вАдзамоно- хорошие ( данный титул присуждён за всю истроию, только 80 ти кузнецам). Данный мастер Kanesada относиться к числу признанных , лучших кузнецов.
Описиание меча ( кантей сё)
Материал: кованая сталь тамахагане.
Техника: традиционная японская ковка, закалка, полировка,
Классификация по времени изготовления: (Эра Meiō 1492-1501 г)
структура лезвия хира-дзукури
Форма клинка: синоги-дзукури (однолезвийный, с выраженным продольным ребром синоги, разделяющимся в области вершины клинка на два коротких ребра ко-синоги и ёкотэ-гива, очерчивающих вершину (киссаки); с выраженным изгибом, приходящимся на центральную часть обуха (тории-дзори); обух в сечении треугольный (иори-мунэ); долов нет.
подпись на черене ( накаго мэй) 兼定 Kanesada
Классификация по форме: катана (в широком понимании этого понятия; в более узком клинок можно охарактеризовать как утигатана или ката-тэ-ути – «удар одной рукой» - одноручный, не очень длинный клинок, «прото-катана»; в указанный исторический период катана как специфическая разновидность длинных мечей лишь начала оформляться; примечательно, что на данном клинке подпись – это тати-мэй, т.е. нанесена на «внутренней» стороне черена, как на клинках тати, а не катана.
Имя кузнеца Kanesada
Провинция Mino
Последняя резиденция Kii
Начало эры Бунки 1501-1502 г
Последняя четверть Taiei 1521-1528 г
Активный период работы 1492-1528 г
Учитель Kanesada
*Классификация по времени изготовления: поздний кото (суэ-кото) –начало XIV в., предположительно – эры Бунки文亀(1501-1502), Эйсё永正 (1504-1521) и Дайэй大永(1521-1528).
полировка выполнена в старом стиле
Описание ( кантей сё)
линия закалки (хамон) - линия закалки (хамон): тю-сугуха («прямая линия средней ширины») в сочетании с гуномэ-мидарэ (плавные иррегулярные волнистые участки); паттерн закалки вершины клинка – характерный для традиции Мино-Сэки мидарэ-коми с элементами каэн.
кожа меча ( джи хадо) - Ko-Itame Hada
остриё лезвия ( кисаки) - Вершина – тю-киссаки «среднего размера».
хвостовик (накаго) - Черен фуцу («обычной» формы), завершение черена – куригата - ха-агари (формы каштана со смещением в сторону лезвия)
切 れ 味 の 分類 Классификация по остроте О-Wazamono
Убранство меча (коси раэ)
Ножны (сая) -дерево хоноки, лак -сложная техника трёхслойного лака ( чёрный, синий, макиё э и прозрачный) с поледующей полировкой
гарда меча ( цуба) - О цуба Саотомэ с изображением Мандзи мона клана Хачисука период Эдо
Стиль исполнения-прорезная резьба Сукаси ( сукаши), с использованием Кику , Саотомэ-это если так можно выразиться побочное ответвление стиля Мётин ( полное описание данной редкой цуба размещено на нашем сайте https://antikvariat-japan.ru/katalog/cuba-menuki-sostnavnye-chasti-yaponskogo-mecha/kupit-czuba-period-edo.-v-spb-i-moskve.html )
Название- Мандзи -Японская свастика
менуки (парные) -кость выполненный в виде мандзи
Буккуро - шёлковый мешочек для бережного хранения ценного меча
История
История меча и кузнеца 兼定 Kanesada
Краткая справка о мастере Канэсада.
Данного мастера по стилю подписи можно идентифицировать как Канэсада нидай (Канэсада II), был активен в конце XV – 20-х гг. XVI вв. Выходец из провинции Каи; перебрался в провинцию Мино, в селение Сэки, где стал учеником Канэсада I, основателя школы Сэки Канэсада (традиция Мино-дэн) и был выбран последним в качестве преемника и следующего главы школы. Канэсада II известен как定之 «Но-сада», ибо на своих работы (кроме ранних, датированных до 1502 г.), второй иероглиф 定«сада» вырезал как之«но». Имел почетный титул «Идзуми-но ками Фудзивара» - «Фудзивара, Правитель.провинции Идзуми»; также в подписях использовал такие «вспомогательные» имена, как Дзиродзаэмон и Китиуэмон. Имел также прозвище 千兩兼定 Сэнрё Канэсада – «Канэсада – 1000 золотых монет», ибо был человеком весьма состоятельным по сравнению с «обычными» кузнецами мечей. Также он отличался глубокой религиозностью и был преданным последователем «Учения Лотоса» - школы Нитирэн-сю; сохранился изготовленный по его заказу роскошный свиток одной из глав «Сутры лотоса», датированный 1511 г. – такие свитки мог заказывать только очень обеспеченный человек.
Свиток «Лотосовой сутры», заказанный мастером Канэсада в 1511 г., с указанием его имени.
Работы Канэсада II ценятся как 古今鍜治備考 Кокон кадзи бико («Заметки о старых и новых кузнецах мечей») 1830 г. он причислен к группе кузнецов сайдзё о-вадзамоно 最上大業物, т.е. ковавших исключительно острые и крепкие клинки.
Полное описание и история клана Канесада изложена на страницах сайта Markusa Sesko https://markussesko.com/2013/04/30/the-last-of-the-kanesada/