Японский меч Ко катана работы кузнеца Бишу Осафуне Сукесада эра Муромати

Японский меч Ко катана работы кузнеца Бишу Осафуне Сукесада эра Муромати

* * * Экспертное заключение подготовлено Специалистом по традиционному японскому оружию. Член национальной Ассоциации оружейных экспертов. Старший научный сотрудник РАН, Кандидат исторических наук .
Представлен комплект меча катана; комплект состоит из подписанного клинка и художественной оправы.

Материал: кованая кричная сталь тамахаганэ.
Техники: традиционная японская пакетная ковка, закалка, гравюра, полировка, опиловка.
Классификация по времени изготовления: кото (предположительно, период ранний Муромати, конец XIV– начало XV вв.).
Классификация по типу / размеру: катана.

*Примечание: в оригинальном виде клинок очевидно был тати, однако впоследствии был значительно укорочен. Подобные укороченные клинки тати японская традиция экспертизы относит к разновидности катана.
Форма клинка (цукурикоми): синоги-дзукури, т.е. однолезвийный, с выраженным продольным ребром (синоги), разделяющимся в области вершины (киссаки) на два коротких ребра ко-синоги и ёкотэ-гива, очерчивающих вершину клинка ко-кисссаки («малая вершина»); фумбари - заметно расширяющийся по направлению к порожкам; изгиб смещен в сторону порожков (коси-дзори / Бидзэн-дзори); обух иори-мунэ (формы «крыши хижины»). Черен «обычной формы» (убу-накаго); предположительно, в период Эдо имело место о-суриагэ (значительное укорачивание) и мати-окури (смещение порожков); завершение черена – кири («усечен»); имеются два отверстия (мэкуги-ана) для запорного клина рукояти (мэкуги). Опиловка черена кири (поперечные линии).

Подпись (мэй):подпись 備州長船祐定 Bishu Osafune Sukesada Юсада Бишу Нагафуне
Узоры ковки: крупная (охада), сочетающая узоры масамэ («текстура спила древесины без сучков») и итамэ («текстура спила сучковатой древесины»);
присутствуют кристаллы мартенсита дзи-ниэ; выражены тикэй, есть сумиганэ (темные области на дзи).
Паттерн узора закалки (хамон): прямая линия средней толщины тю-сугуха; линия хабути – относительно тонкая ниои-гути (на основе «туманности» из неразличимых глазом кристаллов ниои), с вкраплениями различимых глазом темных кристаллов ха-ниэ. Сопутствующие эффекты закалки (хатараки) приглушенные; присутствуют темные ниэ, спорадически проявляются аси, тонкие гинсудзи, выше линии хабути можно заметить «отраженную закалку» мидарэ-уцури.

узор закаленной вершины (боси) – якидзумэ (т.е. без выраженного каэри – короткого закаленного участка обуха в вершине), сопровождается каэн («языки пламени») и гроздьями ярких кристаллов ниэ (ниэ-кудзурэ).

Размеры клинка:
Общая длина клинка – 59,8 см
Длина лезвия (нагаса) –см
Длина хвостовика (накаго-нагаса) –  см
Изгиб (сори) – 1,8 см
Ширина у порожков (мотохаба) – см
Ширина в средней части – см
Ширина в области вершины (сакихаба) – см
Толщина у порожков (мотокасанэ) –  см
Толщина в средней части – см
Толщина в конце боевой части (сакикасанэ) – см
Состояние сохранности: при визуальном осмотре значимых («фатальных») дефектов (сколов, трещин, разрывов сварочных швов, коррозии, дефектов ковки, серьезных дефектов полировки) не выявлено; имеются допустимые (для длинного клинка периода кото) дзиганэ-варэ (разрывы сварочных швов в виде длинных тонких линий) и следы исторического бытования, включая общее поверхностное загрязнение, многочисленные мелкие царапины по всей поверхности клинка; точечные пятна коррозии на поверхности клинка, пятна ржавчины и мелкие каверны на черене, замутнение полировки, микроскопические сколы режущей кромки лезвия, в т.ч. в области острия и порожка лезвия.
Оправа

Художественая оправа относится предположительно ко второй половине периода Эдо (т.е. вторая половина XVIII – середина XIX вв.). Состоит из запорной муфты хабаки, двух плоских муфт сэппа, гарды цуба, рукояти цука с металлическими деталями фути, касира и мэнуки, ножен сая с темляком сагэо. Детали оправы имеют характерные следы исторического бытования – общее поверхностное загрязнение; потертость патины и позолоты, сильная коррозия металлических деталей.

Запорная муфта хабаки, односоставная (фуцу-хабаки)


Медь, серебряная фольга; плакирование серебряной фольгой, диагональная опиловка и чеканка в стиле сигурэ («моросящий дождь»), патина.
Размеры: длина 3,1 см; ширина 1,1 см; высота 2,5 см.
Гарда цуба


Сталь, медь. Ковка, чеканка; резьба в высоком рельефе; патина.
Формы мокко (четурехлепесткова), два отверстие хицу-ана; вокруг отверстия для черена клинка декоративная чеканка марубэни, внутри – медный вкладыш сэкиганэ.
Декоративный мотив: с обеих сторон – имитация старинных полустершихся печатей.
Подпись мэй: без подписи (мумэй).
Размеры: длина 8,3, ширина – 7,7 см, толщина 0,3 см.
Рукоять цука


Основа – древесина магнолии, кожа ската, плетеный шелковый шнур черного цвета (предположительно, шнур более позднего времени). Обоймица рукояти фути и навершие касира – сталь, медь; чеканка, резьба, патина. Декоративный мотив – стрекозы (символы воинственности).
Парные фигурки мэнуки также изображают стрекоз. Медь, медный сплав, золото; ковка, чеканка, золочение.
Размеры рукояти: длина – 24,9 см; ширина – 3,8 см; толщина – 2,8 см.
Ножны сая


Древесина магнолии, лак уруси, рог буйвола, плетеный шелковый шнур синего цвета. Покрыты лаком черного цвета куро-уруси.
Размеры: длина – 75,9 см; ширина – 4,2 см; толщина – 3,2 см.
Заключение
представленный предмет (меч катана) с укороченным и неподписанным клинком работы неизвестного мастера периода кото является репрезентативным образцом японского меча нихонто указанного выше периода.
Форма клинка и особенности узоров ковки и закалки позволяют сделать предположение, что клинок был изготовлен в период ранний Муромати (конец XIV – начало XV вв.) в провинции Бидзэн.
К клинку прилагается художественная оправа периода Эдо (вторая половина XVIII – середина XIX вв.).
Данный предмет представляет собой историческую, художественную и культурную ценность.

История

Мастера старых мечей (кото):
1. Хикобэй Сукэсада (彦兵衛尉祐定, Hikobei-no-jo Sukesada) жил и творил в пров. Бидзэн в конце периода Муромати. Подписывал свои клинки двумя способами: 備州長舩祐定(Сукэсада из дер. Осафунэ, пров. Бидзэн) либо備前國長舩彦兵衛尉祐定 (Хикобэй Сукэсада издер. Осафунэ, пров. Бидзэн). В годы Эйсё (1504—1511) он вместе со своим сыном Ёсодзаэмоном Сукэсадой (см. ниже) выковывают серию мечей, где не указывалось повседневное имя (Хикобэй либо Ёсодзаэмон), и которые высоко ценятся, обозначаясь собираельным термином «Сукэсада годов Эйсё» (永正祐定Эйсё Сукэсада).
2. Есодзаэмон Сукэсада (与三左衛門尉 祐定, Yosozaemon-no-jo Sukesada) жил и творил в пров. Бидзэн в конце периода Муромати (ум. В 1542). Сын Хикобэя. Ставил на своих клинках подпись: 備前國住長舩与三左衛門尉 祐定作 (Произведение Осафунэ Ёсодзаэмон-но-дзё Сукэсады, жителя провинции Бидзэн). Для него характерен оригинальный узор закалки клинка с хаотичными зигзагами (гуномэ-мидарэ), напоминающими клешни краба. Пользовался особым покровительством княжеского дома Укита. Среди дошедших до нас клинков его работы много обоюдоострых (мороха-дзукури).
3. Якуро Сукэсада (弥九郎祐定, Yakuro Sukesada) — старший сын Ёсодзаэмон-но-дзё Сукэсады. В возрасте 34-х лет наследует имя отца и становится Ёсодзаэмон-но-дзё Сукэсадой 2-м. Также мастер обоюдоострых клинков.舩備前國住長舩与三左衛門尉 祐定作(Произведение Осафунэ Ёсодзаэмон-но-дзё Сукэсады, жителя провинции Бидзэн).
4. Гэмбэй-но-дзё Сукэсада (源兵衛尉祐定, Genbei-no-jo Sukesada) — второй сын Ёсодзаэмон-но-дзё Сукэсады. Активен с 1532 по 1592. Выковал много отличных катан длиной от 69 до 72 см с широкой и прямой (сугу-ха) линией закалки. Его подпись: 備前國住長舩源兵衛尉祐定作 ( Произведение Гэмбэй-но-дзё Сукэсады из дер. Осафунэ, жителя провинции Бидзэн).
5. Хикобэй Сукэсада (彦兵衛尉祐定, Hikobei-no-jo Sukesada) 2-й (ранее известен как Хикодзабуро Сукэиэ). Его подпись: 備前國住長舩彦兵衛尉祐定 (Хикобэй Сукэсада из дер. Осафунэ, живущий в пров. Бидзэн). Активен с 1543 по 1564 гг. Для него характерна размашистая, будто бы пляшущая подпись.
6. Ситироэмон-но-дзё Сукэсада (七郎衛門尉祐定, Shichiroemon-no-jo Sukesada) носил фамилию Накагава (中川). Активен с 1571 по 1585 год. По некоторым сведениям, сын Ёсодзаэмона. Его подпись: 備前國住長舩七郎衛門尉祐定 (Осафунэ Ситироэмон-но-дзё Сукэсада, житель пров. Бидзэн ).
7. Тобэй-но-дзё Сукэсада (藤兵衛尉祐定, Tobei-no-jo Sukesada) — ученик Ёсодзаэмона. Его подпись: 備前國住長舩藤兵衛尉祐定作 ( Произведение Тобэй-но-дзё Сукэсады из дер. Осафунэ, жителя провинции Бидзэн). От него дошло очень мало произведений.
Мастера новых мечей (синто):
1. Ситибэй-но-дзё Сукэсада (七兵衛尉祐定, Shichibei-no-jo Sukesada, ум. в 1674 в возрасте 98 лет). Родился в семье Ёкояма Тосиро, но называл себя потомком Ёсодзаэмон-но-дзё в 5-м поколении. Переехал в Эдо и распространил там кузнечную традицию Бидзэн. Его подпись: 備州長舩七兵衛尉祐定作либо 備前國住舩七兵衛尉祐定作 (Произведение Осафунэ Ситибэй–но-дзё Сукэсады, живущего в пров. Бидзэн).
2. Содзаэмон-но-дзё Сукэсада (宗左衛門尉祐定, Sozaemon-no-jo Sukesada). Младший брат Ситибэй-но-дзё (4-й сын Ёкоямы Тосиро). Его подпись: 備前國長舩住宗左衛門尉祐定作 (Произведение Содзаэмон-но-дзё Сукэсады, жителя дер. Осафунэ в провинции Бидзэн).
3. Кодзукэ-дайдзё Сукэсада (上野大掾祐定, Kozuke-daijo Sukesada) родился в 1633. Сын Ситибэй-но-дзё Сукэсады. В 1664 получил почётный титул Кодзукэ-дайдзё по протекции правившего провинцией Бидзэн князя Икэды Мицутомо. Нередко ковал мечи с узором закалки с хаотичными
зигзагами (гуномэ-мидарэ) в стиле Ёсодзаэмон-но-дзё. Подписывал свои клинки двумя способами: 備前國長舩住上野大掾藤原祐定作(Произведение Кодзукэ-но-дайдзё Фудзивара Сукэсада, жителя дер. Осафунэ в пров. Бидзэн) либо 横山上野大掾祐定 備州長舩住人(Ёкояма Кодзукэ-но-дайдзё Сукэсада, житель дер. Осафунэ в пров. Бидзэн). В последние годы его жизни за него ковал и подписывал мечи его сын, Ямато-но-дайдзё Сукэсада (大和大掾祐定, Yamato-no-daijo Sukesada).

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp