Японский меч Кэнукигата с рукояткой томо-цука работа мечника Хаяма Энсин инто

Японский меч Кэнукигата с рукояткой томо-цука работа мечника Хаяма Энсин 

Комплект меча кодати с рукоятью томоганэ-цука; комплект состоит из клинка с подписью мастера Хаяма Энсин 羽山円真и художественной оправы.

* * * Экспертное заключение подготовлено Специалистом по традиционному японскому оружию. Член национальной Ассоциации оружейных экспертов. Старший научный сотрудник РАН, Кандидат исторических наук .

Материал: кованая кричная сталь тамахаганэ.
Техники: традиционная японская пакетная ковка, закалка, гравюра, полировка, аппликация мягкими металлами.
Классификация по времени изготовления: гэндайто (период поздний Мэйдзи, конец XIХ – начало XХ вв.).
Классификация по типу / размеру: кодати
Форма клинка (цукурикоми): каммури-отоси дзукури, т.е. однолезвийный, с выраженным продольным ребром синоги (в отличие от формы синоги–дзукури, в данном типе отсутствует разделение ребра в области вершины (киссаки) на два коротких ребра ко-синоги и ёкотэ-гива) и двусторонним скосом обуха в нижней половине клинка; в верхней половине обух имеет «обычную» форму иори-мунэ (формы «крыши хижины»); изгиб приходится на центральную часть обуха (тории-дзори).
Долов нет.

  Черен «необычной» формы – очень массивный, с массивным кольцевидным навершием и двумя большими перфорированными сквозными отверстиями – продольным палкообразным с закругленными краями на самом черене и «формы хурмы» на завершающем черен «кольце». Такая форма имеет прямую аллюзию на старинные (периода Хэйан – Камакура) клинки кэнуки-гата тати и не предполагает съёмной деревянной рукояти с оплеткой (т.е. хват осуществляется непосредственно за черен); называется также томоганэ-цука共金柄. Данный черен не имеет опиловки; поверхность имеет фактуру цутимэ (отпечатки ударов молота) и частично декорирована мягкими металлами (горячая проковка некоторых участков поверхности листовой медью и золотом) и покрыта темной патиной.

Отверстие мэкуги-ана для запорного клина предусмотрено на самом стыке с закаленной частью клинка; там же находится и горизонтально расположенная подпись: с одной стороны – два иероглифа 羽山 «Хаяма», с другой – два иероглифа 円真 «Энсин» (последовательность надписи в старом стиле – справа налево).

 
Узоры ковки: очень плотная текстура ко-масамэ («текстура спила древесины без сучков с мелким зерном») в сочетании с участками мудзи (отсутствие видимого узора) с изобилием дзи-ниэ (различимые глазом мелкие яркие кристаллы мартенсита).
Паттерн узора закалки (хамон): средней ширины прямая линия сугуха, с редкими и плавными волнами нотарэ; линия хабути, очерчивающая
закаленную часть лезвия – широкая ниои-гути (на основе «туманности» из неразличимых глазом кристаллов ниои), с вкраплениями различимых глазом темных кристаллов ха-ниэ. Сопутствующие эффекты закалки (хатараки) не выражены.
Узор закаленной вершины (боси) – «малый круг» комару / якицумэ (фактически не представлен каэри - короткий закаленный участок обуха в вершине).
Размеры клинка:
Общая длина клинка – 52,7 см
Длина лезвия (нагаса) – 42,6 см
Длина хвостовика (накаго-нагаса) – 10,2 см
Изгиб (сори) – 0,8 см
Ширина у порожков (мотохаба) – 2,2 см
Ширина в средней части – 2,1 см
Ширина в области вершины (сакихаба) – 1,8 см
Толщина у порожков (мотокасанэ) – 0,6 см
Толщина в средней части – 0,45 см
Толщина в конце боевой части (сакикасанэ) – 0,35 см
Состояние сохранности: при визуальном осмотре значимых («фатальных») дефектов (сколов, трещин, разрывов сварочных швов, коррозии, дефектов ковки, серьезных дефектов полировки) не выявлено; имеются следы исторического бытования, включая общее поверхностное загрязнение, многочисленные мелкие царапины по всей поверхности клинка; точечные пятна коррозии на поверхности клинка, пятна ржавчины на черене, замутнение полировки, мелкие сколы режущей кромки лезвия, в т.ч. в области острия.

Краткая информация о мастере.
Хаяма Энсин 羽山円真 (известный также под псевдонимом Дзёунсай浄雲斉) родился в 1846 г., в самурайской семье; в раннем возрасте перебрался в г. Эдо и поступил в ученики к известному кузнецу Судзуки Масао (鈴木正雄), который в свою очередь был учеником знаменитого кузнеца периода синсинто Минамото Киёмаро (源清麿). Сам Хаяма Энсин был одним из последних представителей этого периода, и одним из первых – периода гэндайто1. В зрелые годы Хаяма Энсин считался одним из лучших мастеров своего времени, много трудился над созданием наиболее эффективных сталей для армейских клинков гунто; много экспериментировал как с отечественными японскими, так и импортными европейскими сталями. Кроме того, пытался воссоздать стиль старинной школы Аватагути; ковал клинки и в архаичном стиле2. Его работы оцениваются как дзё-саку, т.е. выше «среднего» уровня; многие клинки сопровождаются сертификатами уровня ходзон токэн, выдаваемые NBTHK.

Оправа


Художественая оправа оригинальная, относится к периоду поздний Мэйдзи – ранний Тайсё (конец XIX вв. – начало ХХ вв.). Состоит из канамоно, представляющего собой единую деталь из запорной муфты хабаки, приваренной к гарде гарды цуба и обоймице фути, латунного запорного клина вари-мэкуги с двумя золочеными шляпками в виде хризантем и ножен сая. Такую оправу можно назвать кавари-косираэ – «нестандартная оправа».Деталь канамоно, трехсоставная.

Малый меч (脇差, вакидзаси/wakizashi)с подписью (在銘, дзаймэй/zaimei): мастер Хаяма Энсин (羽山円真, Hayama Enshin). Длина 42,6 см. Рукоять типа томо-цука. Меч недавно обнаружен в старом доме. Зарегистрирован в 3-м году эры Рэйва (2021). Кэнукигата-тати. Антиквариат, памятник истории, важный артефакт своей эпохи. По сниженной цене. Каммури-отоси-дзукури[1].

Хаяма Энсин был самураем и служил в княжестве Тоёхаси (豊橋, Toyohashi), и аоступил в ученики к жившему в Эдо (ныне, Токио) известному кузнецу Судзуки Масао (鈴木正雄, Suzuki Masao), который в свою очередь был учеником [Минамото] Киёмаро (源清麿).

羽山円真は清麿に多大な影響を受けた新々刀期最後の刀匠の一人。

Хаяма Энсин, оказавшийся под сильнейшим влиянием Киёмаро, является одним из последних кузнецов периода «новейших мечей»[2].

 

 узор закалки (刃文, хамон/hamon) типа тю-сугуха (中直刃, chu-suguha — “средней ширины прямой”).

 данный меч не является «якэба» (焼け刃)[4] клинок в хорошем состоянии без каких-либо трещин  (刃切れ, хагирэ/hagire) либо зазубрин (刃毀れ, хакоборэ/hakobore) на лезвии,

■共柄

Рукоятка «томо-цука» [5]

一番に目を惹くのが毛抜形太刀のような姿の柄になっております。

Сразу больше всего бросается в глаза рукоятка в форме пинцета для бровей , подобная рукоятке мечей кэнукигата-тати[6].

毛抜形太刀とは平安時代中期頃に登場した太刀の一つの様式で、この柄の透かしによって握りやすくなり、柄と刀が一体であった蕨手刀の弱点である斬撃時の衝撃を緩和させるなど考えられた造りです。

Кэнукигата-тати — тип меча, появившийся в середине периода Хэйан (794—1185). Выемка в рукояти делала хват более удобным, также ослабляя отдачу в руку при ударе, которая являлась существенным недостатком популярных тогда мечей типа варабитэ-гатана (蕨手刀)[7].

当品も刀身からそのまま茎になっており、柄木に覆われておらず茎が柄の様な形になっているのが特徴的です。

В данном экземпляре также хвостовик по сути образует рукоятку, являющуюся единым целым с клинком и не покрытую деревом.

手に付くような錆は無く、時代を経て美しい黒錆に覆われております。

Пачкающая руки ржавчина отсутствует. Имеется только красивая чёрная ржавчина, дающая почувствовать аромат старины.

所々銅や真鍮ような金属がが伸ばされた跡があり、見た目の装飾性を高める為と思われます。

Местами видны остатки меди и латуни, некогда покрывавшей отдельные детали — видимо, в декоративных целях.

鉄の一体型鐔で、茎に開いてる目くぎ穴で留める事で鐔が固定されます。

Гарда (鐔, цуба/tsuba) из цельного куска железа плотно крепится с помощью отверстия (目釘穴, мэкуги-ана/mekugi-ana) в хвостовике.

鐔は茎にかぶさるようになっており、鐔に隠れる部分には「羽山 円真」と銘が切られております。

Гарда надевается на хвостовик, прикрывая небольшой его участок, на котором вырезана подпись (銘, мэй/mei) кузнеца: 羽山 円真Хаяма Энсин (Hayama Enshin).

В комплект также входят деревянные ножны, свидетельство о регистрации (登録証, торокусё/torokusho)

旧家の方が長年保管してきた、共柄の珍しい姿の羽山円真銘の脇差しを格安から出品いたします。

Мы продаём этот вакидзаси с подписью Хаямы Энсина и редкой рукояткой томо-цука, длительное время бережно хранившийся обитателями старого дома, по очень низкой цене.

現状のままコレクションに加えて頂いても、また研ぎに出して綺麗に仕上げて楽しむ等、色々な楽しみがあると思います。

Он послужит украшением любой коллекции как в настоящем виде, так и после реставрации и шлифовки.

[1] Каммури-отоси-дзукури (冠落とし造, kanmuri-otoshi-zukuri) — разновидность формы клинка (造, цукури/tsukuri) с массивной обоюдоострой вершиной, удобной для нанесения уколов.

[2] «Новейшими мечами»  (新々刀, син-синто/shin-shinto)принято называть клинки, выкованные между 1781 и 1876 гг.

[3] Эта фраза не вполне ясна. Согласно описанию шлифовки меча на сайте, аратоги (荒砥ぎ, aratogi — букв. «грубая шлифовка») или кадзи-оси (鍛冶押し, kaji-oshi — «шлифовка, производимая кузнецом») — это процесс придания клинку его конечной формы, производимый после закалки клинка и осуществляемый самим кузнецом. Затем меч передаётся профессиональному шлифовщику, который проводит шлифовку, состоящую из двух этапов: 1)Ситадзи-тоги (下地研ぎ, shitaji-togi, переведена у Баженова как «грубая шлифовка» см. «Создание японского меча стр.113». Нам  представляется более уместным перевод «подготовительная шлифовка», более буквальный и позволяющий не перепутать ситадзи-тоги с аратоги), в ходе которой шлифовщик водит мечом по статично установленному точильному камню (последовательно сменяя несколько разновидностей камней с разной зернистостью) и 2) Cиагэ-тоги (仕上げ研ぎ, shiage-togi— завершающая шлифовка), когда точильщик водит тонкой полоской мелкозернистого точильного камня по статично установленному клинку, доводя его до нужного состояния (тут-то и проявляются всевозможные «эффекты клинка», являющиеся предметом эстетического любования: ниэ, ниои и пр.)

Таким образом, аратоги — процесс, который едва ли производился бы повторно. По всей видимости, продавец имеет в виду ситадзи-тоги.

[4] По всей видимости, имеется в виду «якэми» (焼け身, yakemi) — «перезакалённый». Это мечи, пережившие пожар и утратившие закалку.

[5] Томо-цука (共柄, tomo-tsuka — цельнометаллическая рукоять, выкованная из того же куска стали, что и клинок, и являющаяся продолжением клинка).

[6] Кэнукигата-тати (毛抜形太刀, kenukigata-tachi) — мечи с плоской железной рукоятью с прорезью в форме пинцета для бровей (毛抜, кэнуки/kenuki)

[7] Варабитэ-гатана (蕨手刀, warabite-gatana) — меч в форме молодого листа папоротника-орляка. Короткий однолезвийный меч, рассчитанный на работу одной рукой.

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp