Японский вакидзаси откован придворным III ранга I степени Тигуса Арикото статус Оберегаемый меч период 1796 - 1854 гг

Японский вакидзаси откован придворным III ранга I степени Тигуса Арикото статус Оберегаемы й меч период 1796 - 1854 гг

* * * Экспертное заключение подготовлено Специалистом по традиционному японскому оружию. Член национальной Ассоциации оружейных экспертов. Старший научный сотрудник РАН, Кандидат исторических наук .

Клинок

Классификация по размеру: вакидзаси.
Форма клинка (цукурикоми): клинок изящной формы, относительно тонкий и узкий; фумбари - заметно расширяющийся по направлению к порожкам; синоги-дзукури, т.е. однолезвийный, с выраженным продольным ребром (синоги), разделяющимся в области вершины (киссаки) на два коротких ребра ко-синоги и ёкотэ-гива, 


Материал: кованая кричная сталь тамахаганэ.
Техники: традиционная японская пакетная ковка, закалка, гравюра, полировка, опиловка.
Классификация по времени изготовления: синсинто (первая половина XIX в.).

Подпись: черен не подписан, однако подпись тосин-мэй вырезана прямо на клинке вместе со стихом в стиле вака:
- на стороне омотэ («внешней»): やきたちはさやにおさめてますらおの Якитати-ва сая-ни осамэтэ масурао-но
- на стороне уратэ («внутренней»): こころますますとぐべかりけり  正三位有功造并詠 Кокоро масу-масу тогу бэкари кэри

«Закалённый меч, спрятав в ножны, надлежит остро отточить и гладко отполировать сердце отважного воина в себе самом. Выковал меч и сложил стихи придворный 3-го ранга 1-й степени Арикото».

* Тигуса Арикото (千種有功, Chigusa Arikoto, 1796—1854) - придворный, прежде всего прославившийся как поэт (автор нескольких стихотворных сборников) и художник. Также увлекался коллекционированием мечей и со временем сам выучился их ковать. Клинки его работы привлекают внимание коллекционеров по сию пору.
Выковал меч и сложил стихи придворный 3-го ранга 1-й степени Арикото
Закалённый меч Спрятав в ножны, надлежит Остро отточить Гладко отполировать Сердце воина в с
Якитати-ва Сая-ни осамэтэ Масурао-но Кокором масу-масу Тогу бэкари кэри
Yakitachi-ha Saya-ni osamete Masurao-no Kokoro masu-masu Togu bekari keri

  

Размер
Общая длина клинка – 43,7 см
Длина лезвия (нагаса) – 33,0 см
Длина хвостовика (накаго-нагаса) – 10,6 см
Длина вершины (киссаки-ватари) – 3,4 см
Длина грани ко-синоги – 1,7 см
Длина грани ёкотэгива – 1,1 см
Изгиб (сори) – 0,6 см

Узоры ковки: «текстура сучковатой древесины» – итамэ – ко-итамэ; присутствуют кристаллы мартенсита дзи-ниэ.

Краткая справка об авторе клинка.

Тигуса Арикото (千種有功, 1796—1854) — потомственный придворный японского императорского двора, член аристократической семьи Тигуса 千種. С 12-летнего возраста возведенный в первую степень третьего придворного ранга. Жил в императорской столице Киото. Был известен как поэт в придворном жанре вака, как живописец, как коллекционер мечей. Использовал поэтические псевдонимы Тидзиноя 千ム迺舎 и Оукэйэн 鶯蛙園. Учился ковке клинков у выдающихся кузнецов синсинто – Одзаки Масатака, Обори Тосихидэ, Нанкай Таро Томотака.   Иногда использовал как кузнец псевдоним Тэнрюси 天龍子. Характерной чертой его стиля стала подпись тосин-мэй на клинке (а не на черене), которая сопровождалась стихами вака его же сочинения. Скончался в 28 день 8-го месяца эры Каэй (1854 г.) в возрасте 58 лет в Киото. В настоящее время его работы (как клинки, таки и живопись со стихами) можно встретить в собраниях многих музеев мира, а также в частных собраниях и на аукционах

хвостовик (накаго) убу ( не укороченный)

 

Убранство меча ( коси раэ)

Оправа.                   

Художественая оправа выполнена в период Эдо (1600-1868) / Адзути-Момояма (вторая половина-конец XVI в.), в ее комплект входят

запорная муфта хабаки, две плоские муфты сэппа, гарда цуба, рукоять цука с футигасира (обоймицей и навершием рукояти)

  - и двумя декоративными фигурками мэнуки;

Ножны сая.

- ножны сая с ножом когатана и рукояткой кодзука. Детали оправы имеют характерные следы исторического бытования – общее поверхностное загрязнение; потертость патины и позолоты, коррозия металлических деталей; ветхость и засаленность шнура рукояти; повреждения и утраты лакового слоя на ножнах..

гарда меча (цуба) - мастер 山城國伏見住 金家 (Ямасиро-но-куни Фусими-дзю Канэиэ/Yamashiro-no-kuni Fushimi-ju Kaneie) - Канэиэ, житель Фусими-дзю, что в провинции Ямасиро (ныне, Фусими-дзю находится на территории города Киото)    история мастера Канэиэ жил в период Адзути-Момояма (1568-1603), и считается зачинателем традиции изготовления цуба с картинками. Уже в период Эдо (1603-1868) его работы ценились очень высоко. Ряд его произведений признаны Важным культурным достоянием (重要文化財, дзюё-бункадзай/juyo-bunkazai)

Нож когатана с декоративной рукоятью кодзука.

- Нож: сталь кованая; ковка,  закалка, полировка, опиловка, гравюра, травление / чернение . С внешней стороны декорирован перпендикулярной опиловкой (кири-ясуримэ) и травленой /черненой подписью мастера: 濃州住兼? «Канэ (?) из провинции Мино», т.е. работа одного из многочисленных кузнецов традиции Мино-Сэки, использовавших в подписи иероглиф 兼«канэ». Второй иероглиф скрыт под несъёмной рукоятью. Обратная сторона полированная,  имеет хамон в стиле гуномэ.

Документы

Сертификат ходзон токэн кантэйсё, № 383907, выданный Обществом по сохранению художественного японского меча (NBTHK) 08.08.20211.
№ 383907 Печать для оберегаемых мечей
(Kanteisho/кантэйсё) — «Сертификат»
Длина:  1 сяку 9 бу (чуть более 33 см)
Малый меч вакидзаси/wakizashi Подпись  на клинке (刀身銘, тосин-мэй/toshin-mei):  
Якитати-ва сая-ни осамэтэ масурао-но Кокоро масу-масу тогу бэкари кэри Сё сан и Арикото цукуру авасэёму «Закалённый меч, спрятав в ножны, надлежит остро отточить и гладко отполировать сердце отважного воина в себе самом. Выковал меч и сложил стихи придворный 3-го ранга 1-й степени Арикото».
Свидетельствуем, что по результату экспертизы, проведённой нашим обществом, данному изделию был присвоен статус оберегаемого меча (保存刀剣, ходзон-токэн/hozon-token).
8-е июля 21-го года эры Хэйсэй (08.08.2009)
Общество по сохранению искусства японского меча (NBTHK)
Общество по сохранению искусства японского меча (NBTHK).

Заключение
В результате проведенной историко-искусствоведческой экспертизы, можно сделать вывод, что представленный предмет (меч вакидзаси)
- с клинком работы мастера Тигуса Арикото, с его подписью тосин-мэй «Придворный III ранга I степени Арикото» 正三位有功, периода синсинто (первая половина XIX в.), с подтверждающим подлинность работы сертификатом ходзон токэн кантэйсё, выданным Обществом по сохранению художественного японского меча (NBTHK) 08.08.2021,
- с оригинальной художественной оправой периода Адзути-Момояма (вторая половина – конец XVI в.) / Эдо (1600-1868), с тремя подписанными металлическими деталями (гардой цуба с подписью «[Мётин] Канэиэ金家», обоймицей касира с подписью «[Мураками] Дзёсэн如瑌», ножом когатана с подписью «Канэ(?) из провинции Мино濃州住兼(?)»),
является репрезентативным образцом японского меча нихонто и шедевром традиционного японского оружейного искусства указанного выше периода.
К клинку прилагается художественная оправа с рядом оригинальных антикварных деталей (гарда цуба, две фигурки мэнуки, обоймица фути и навершие рукояти касира).
Данный меч (состоящий из клинка и художественной оправы) представляет собой историческую, художественную и культурную ценность.

 

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp