Японский меч катана работа оружейника Осафунэ Нагамитцу высшей категории Сайдзёсаку провинция Бидзен Эра Kōan 1249-88 гг.

* Краткая информация о творчестве мастера Нагамицу.

Мастер Нагамицу (1222-1297), в монашестве Дзюнкэй 順慶, признан одним из лучших японских кузнецов мечей за все время существования традиции нихонто. Вместе со своим отцом и учителем Мицутада[1] выступил основателем школы Осафунэ, ставшей в последствие самой мощной школой провинции Бидзэн и одной из самых известных школ кузнецов во всей Японии. Нагамицу подготовил плеяду прекрасных мастеров, самыми известными из которых считаются Кагэмицу, Санэнага и Тикакагэ (известные как сансаку – «три мастера»).

Работы самого Нагамицу оцениваются как сайдзё-саку – т.е. самого высокого уровня. Имя Нагамицу упоминается в таких ранних компендиумах знаменитых кузнецов периода Камакура, как «Кото мэйдзукуси тайдзэн古刀銘盡大全», «Кадзи мэйсю 鍛冶銘集» и «Кантиин хон мэйдзукусий観智院本銘尽», что свидетельствует о раннем признании его мастерства.

Несколько его произведений имеют статус кокухо - национального достояния Японии. К числу таких клинков, имеющих собственные имена, относятся Дайхання Нагамицу[2], Цуда Тотоми Нагамицу, Кумано сансё-гонгэн Нагамицу, Дзюнкэй-Нагамицу, Хонда-Нагамицу, Нагината-Нагамицу, Кэн-Нагамицу. Ряд клинков признаны дзюё бункадзай – особо ценными объектами культурного наследия (например, такой статус имеет меч Каннагири Нагамицу[3], переживший пожар, вызванный американскими бомбардировками в период II мировой войны и утративший в результате оригинальную закалку и полировку). Все эти клинки принадлежали семьям крупнейших феодальных владетельных домов Японии (таких, как Ода, Тоётоми, Роккаку, Сасаки, Окудайра, Мацудайра и др.) и семьям двух династий сёгунов – Асикага и Токугава.

[1] Работы Мицутада и Нагамицу оцениваются по рейтингу W.M. Hawley в 200 баллов. Несмотря на такой высокий рейтинг есть точка зрения, что работы этих мастеров были недооценены традиционной японской системой экспертизы, основанной экспертами семьей Хонъами, которые отнюдь не были беспристрастны, стремясь способствовать продвижению рейтинга клинков провинции Сагами (Сосю-дэн) и способствовали успеху последних в конкуренции с другими школами.

[2] Этот клинок получил свое название за то, что в конце XVI в. был оценен в 600 кан, исключительно высокую для того времени сумму, которую в то время не имел ни один другой клинок – так, клинки самого Масамунэ оценивались «лишь» в 50 кан; по аналогии с буддийской сутрой Дайхання-кэй, состоящей из 600 свитков, клинок Нагамицу, стоимостью 600 кан был назван Дайхання.

[3] Согласно легенде, этот клинок получил свое название Каннагири – буквально, «Разрубивший рубанок», получил свое название в результате следующего инцидента: владевший мечом самурай разрубил им наконечник копья в виде лезвия рубанка (канна-яри), которым его атаковал превратившийся в демона плотник, случайный спутник самурая в темном ночном лесу.

См.: Sesko Markus. Kannagiri and Daihannya-Nagamitsu //Japanese Swords. September 30, 2015. URL: https://japaneseswordlegends.wordpress.com/2015/09/30/kannagiri-and-daihannya-nagamitsu/

Гравюра хоримоно: на «внешней» стороне (на той стороне, где имеется тати-мэй) вырезана вотивная надпись «八幡大菩薩 Хатиман дайбосацу», обращенная к популярному персонажу японского буддизма бодхисатве Хатиману. На «внутренней» стороне в области пяты вырезано изображение двулезвийного, расширяющегося в области вершины меча кэн, над которым два «буддийских знака» бондзи – обращенный к божеству Фудо-мёо знак «кан»   и обращенный к бодхисатве Мондзю знак «ман»  .
Подпись (мэй): инкрустированная золотой проволочкой подпись киндзоган-мэй « 長光 Нагамицу » . 
Узоры ковки: плотная текстура мелкой сучковатой древесины » – ко-итамэ; проявлены кристаллы дзи-ниэ / ара-ниэ, тяготеющие к линии хабути; а также плотные тикэи (извилистые темные линии), 

Junkei Nagamitsu Имя Nagamitsu
Провинция Bizen Активный период 1249-1288
Школа Osafune Учитель Mitsutada 長船長光 osafune nagamitsu * Рейтинг по Hawley 200

古刀最上作!備前国長船長光<長光 金象嵌>激しい地景!八幡大菩薩・素剣に梵字

Старый меч (古刀, кото/koto) высшей категории (最上作, сайдзёсаку/saijosaku): Бидзэн Осафунэ Нагамицу с подписью золотой инкрустацией и ярко выраженным тикэй. Гравировка в виде иероглифов八幡大菩薩 (Хатиман-дайбосацу/Hachiman-daibosatsu, «Великий бодхисаттва Хатиман») с одной стороны, а также в виде обоюдоострого меча и санскритских символов (梵字, бондзи/bonji) с другой.

Описание товара:

古刀最上作!備前国長船長光<長光>です。

Старый меч (古刀, кото/koto)1 высшей категории (最上作, сайдзёсаку/saijosaku, «изделие высочайшего качества»): Бидзэн Осафунэ Нагамицу.

大鑑によると長光は、長船派の創始者として知られる刀工であり、光忠の子と伝えます。

Согласно «Великому зерцалу», Нагамицу был сыном кузнеца Мицутады (光忠, Mitsutada) и известен как основатель кузнечной традиции Осафунэ.

中でも、国宝に指定される「大般若長光」「津田遠江長光」「熊野三所権現長光」などが有名です。

Среди его произведений целый ряд знаменитых клинков, позднее признанных национальными сокровищами (国宝, кокухо/kokuho) — Таких, как Дай-хання Нагамицу, Цуда Тотоми Нагамицу, Кумано сансё-гонгэн Нагамицу и др.

Данный клинок в длину превышает 2 сяку 4 сун (72,72 см), с изгибом в 24 мм., смещённым в сторону основания клинка (腰反り, косидзори/koshizori), являя собой прекрасный образец меча-тати периода Камакура.

表には「八幡大菩薩」裏には「素剣に梵字」の彫り物が見事です。

На внешней стороне клинка выгравированы иероглифы: 八幡大菩薩 (Хатиман-дайбосацу/Hachiman-daibosatsu, «Великий бодхисаттва Хатиман»)2, а с внутренней— очертания обоюдоострого меча и санскритские символы (梵字, бондзи/bonji)3.

地には地景が入り、仄かにですが映りがたっている様に見えます。

На поверхности (地, дзи/ji) клинка различимы такие эффекты, как тикэй4 и — правда, едва заметно — уцури5.

刃文も沸が深く複雑に乱れ、長光の特徴がよく表れているかと思います。

Линия закалки (刃文, хамон/hamon) обладает ярко выраженным и сложным ниэ6. Одним словом, в этом клинке ярко проявляются характерные особенности творческой манеры Нагамицу.

* (комент. продавца в Японии) Меч был обнаружен в старом доме в конце прошлого года: настоящая свежая находка, сохраняющая следы вековой ржавчины.

Размеры клинка: 
Общая длина клинка – 98,5 см
Длина лезвия (нагаса) – 74,0 см
Длина хвостовика (накаго-нагаса) – 24,7 см
Длина вершины (киссаки-ватари) – 3,1 см 
Длина грани ко-синоги – 1,5 см
Длина грани ёкотэ-гива – 1,1 см
Изгиб (сори) – 2,5 см
Ширина у порожков (мотохаба) – 3,2 см
Ширина в средней части – 2,6 см
Ширина в области вершины – 1,7 см
Толщина у порожков (мотокасанэ) – 0,8 см
Толщина в средней части – 0,6 см
Толщина в конце боевой части (сакикасанэ) – 0,4 см

подпись на ножнах - сая гаки

備前國長船長光 Бидзэн-но-куни Осафунэ Нагамицу/Bizen-no-kuni Osafune Nagamitsu

Нагамицу из деревни Осафунэ провинции Бидзэн

 但金象嵌銘文也 Тадаси, кин-дзоган мэйбун нари/tadashi, kin-zogan meibun nari

Впрочем, подпись (銘, мэй/mei) на хвостовике — инкрустированная золотом1.

 彫物見事優之一 Хоримоно мигото, ю-но-хитоцу/horimono migoto, yu-no-hitotsu

Прекрасная гравировка — одно из выдающихся произведений мастера.

刃長貮尺亖寸亖分半有之 Хатё нисяку ёнсун ёмбу-хан корэари/hacho nishaku yonsun yonbu-han koreari

Длина клинка: 2 сяку 4 сун 4,5 бу (ок. 74 см)

昭和乙酉年夏日吉日 Сёва киното-тори-доси нацуби китинити/Showa kinoto-tori-doshi natsubi kichinichi

Надпись сия сделана в счастливый день летом в год младшего брата дерева-петуха эры Сёва (1945).

寒山誌 Кандзан-си/Kanzan-shi Надпись сделал Кндзан II

Нагамицу (Бидзэн Осафунэ Нагамицу /Bizen Osafune Nagamitsu), основатель школы Осафунэ, творивших в конце 13-нач. 14 века. Но Мэй подписан позже, как водится. Натклинке гравировка 八幡大菩薩 (Хатиман Дайбосацу/Hachiman Daibosatsu)., т.е. "Великий бодхисаттва Хатиман".

 

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp