Японский боевой нож Танто клинок яри-наоси кузнец Ёсимицу пров. Бидзен периода суэ-кото XVI в.

Японский боевой нож Танто клинок яри-наоси кузнец Ёсимицу пров. Бидзен периода суэ-кото XVI в.

* * * Экспертное заключение подготовлено Специалистом по традиционному японскому оружию. Член национальной Ассоциации оружейных экспертов. Старший научный сотрудник РАН, Кандидат исторических наук .

Материал: кованая кричная сталь тамахаганэ.
Техники: традиционная японская пакетная ковка, закалка, полировка, гравюра.
Классификация по времени изготовления: суэ-кото (предположительно - XVI в., конец периода Муромати; переточен в период Эдо).
Классификация по размеру: танто (боевой нож)


Клинок яри-наоси (переточенный из наконечника копья яри); трехгранной формы (санкаку-нари); обух в сечении треугольный (иори-хикуй).

С плоской стороны имеется узкий дол, из области пяты далеко заходящий в область черена – вплоть до отверстия мэкуги-ана (что говорит о том, что клинок был очень сильно укорочен). Черен весьма специфической формы: с плоской стороны имеет форму фуцу-накаго («обычную форму»); с обратной стороны (по центру которой сходятся две грани «треугольника») продольное ребро заходит в полированную часть черена, а далее ребро сточено так, что «треугольник» постепенно переходит в плоскость; завершение черена – округлой формы (фуцу-моно); имеется одно отверстие (мэкуги-ана) для запорного клина рукояти (мэкуги). Разновидность опиловки черена (ясуримэ): о-судзикай (диагональная, с большим скосом). Опиловка выполнена после перетачивания черена, как и надпись.


Подпись (киндзоган-мэй): 吉光Ёсимицу. Надпись не оригинальная, выполнена, предположительно, оценщиком после перетачивания клинка1.
Узоры ковки (китаэ / дзихада): «текстура древесины без сучков» – масамэ, ближе к острию проявляется узор ко-итамэ (узор спила сучковатой древесины с мелкими зернами); в изобилии проявлены мелкие точечные кристаллы мартенсита дзи-ниэ ара-ниэ, «разбросанные» как по всей поверхности клинка, так и сгруппированные вдоль кромки (хабути) линии закалки; представлены также очень плотные тикэй.
Узоры закалки: линия закалки (хамон): средней толщины иррегулярная волнистая линия (нотарэ-мидарэ-ба) с пологими «беспорядочными волнами» и широкой, эффектной хабути (яркая линия, очерчивающая верхний край хамон) на основе мелких, но различимых глазом кристаллов ко-ниэ. Сопутствующие узоры закалки – яркие сунанагаси, кинсудзи и имодзура (длинные яркие белесые линии); присутствуют ко-аси, уцури.
Узор закаленной вершины (боси) – с плоской стороны - каэн («языки пламени»), с противоположной - «игловидный» тогари-боси.


Размеры клинка:
Общая длина клинка – 33,4 см
Длина лезвия (нагаса) – 21,9 см
Длина хвостовика (накаго-нагаса) – 11,5 см
Ширина у порожков (мотохаба) – 2,4 см
Ширина в конце боевой части (сакихаба) – 2,1 см
Толщина у порожков (мотокасанэ) – 0,7 см
Состояние сохранности: при визуальном осмотре «фатальных» дефектов не выявлено. При этом присутствуют следы исторического бытования, включая замутнение полировки по причине мелких, но многочисленных поверхностных царапин; мелкие точечные пятна коррозии, микроскопические сколы кромки лезвия (в том числе – в области вершины); в результате переполировок несколько сточена режущая кромка лезвия, что особенно заметно в средней части клинка.
II. Художественная оправа.К клинку прилагается выполненная в единой орнаментальной манере художественная оправа в стиле айкути, предположительно конца периода Эдо – начала периода Мэйдзи (вторая половина - конец XIX в.). Состоит из запорной муфты хабаки, двух плоских муфт сэппа, миниатюрной гарды-упора айкути-цуба, рукояти цука и ножен сая. Металлические детали изготовлены в одном стиле из серебра или серебросодержащего медного сплава (сибуити).

Оправа имеет характерные следы исторического бытования: общее загрязнение; потертость патины; потертость, трещины и мелкие сколы лакового покрытия ножен; небольшие следы коррозии на металлических деталях, небольшие утраты самэ.
Запорная муфта хабаки, односоставная (фуцу), в стиле кэн-косираэ, с ажурной резьбой, чеканкой (имитация текстуры камня – исимэ), перфорацией иномэ-сукаси и декоративной опиловкой нэкогаки на торцах.
Размеры: длина – 2,6 см, ширина – 1,3 см, высота – 2,6 см.

Гарда-упор айкути-цуба, миниатюрная, овальной формы, декорирована полировкой мигаки и патиной.
Размеры: длина – 3,8 см, ширина – 2,5 см, высота – 0,3 см.


Рукоять цука
Основа из древесины магнолии, без оплетки, оклеена кожей ската самэ, заполированной и покрытой прозрачным лаком; металлические детали (обоймица фути, навершие косираэ, и декоративные кадзари-канамоно) выполнены из серебросодержащего медного сплава. Вместо фигурок мэнуки рукоять украшена кадзари-канамоно, имитирующими жемчужины синдзю; две большие центральные «жемчужины» позолочены (позолота потерта) и установлены на опоясывающем рукоять кольце, стилизованном под «луковицы» гибоси (куполообразные навершия мостовых столбов); с каждой стороны рукояти также присутствуют по 5 отдельных «жемчужин» - по 2 у обоймицы фути, по 3 – у навершия рукояти (которое также декорирована накладками в форме гибоси). Запорный клин металлический, двойной (вари-мэкуги), с винтовой нарезкой.
Размеры: длина – 10,9 см, ширина – 3,2 см, толщина – 2,7 см.


Ножны сая.
Основа из древесины магнолии, в стиле кидзами-итибу (с поперечными округлыми поясками), покрыты коричневым лаком.
Несъёмные детали - устьице коигути, навершие ножен саядзири и обоймица с кольцом для темляка выполнены серебросодержащего сплава. Навершие декорировано ажурной резьбой в форме в форме четырех «луковиц» гибоси.
Размеры: длина – 23,2 см, ширина – Размеры: длина – 10,9 см, ширина – 3,2 см, толщина – 2,5 см.

                                                                                                                                  Заключение

Представленный предмет (боевой нож танто, состоящий из клинка яри-наоси с инкрустированной золотом подписью «Ёсимицу» и художественной оправы в стиле айкути) является репрезентативным образцом традиционного японского художественного меча нихонто периода суэ-кото (XVI в.) и обладает всеми характерными признаками: клинок выполнен из традиционной японской стали тамахаганэ методом традиционной пакетной ковки, относится к одной из разновидностей японского клинка – яри-наоси, обладает характерными узорами ковки и закалки (китаэ, хамон, хатараки).
Художественная оправа в едином декоративном стиле, предположительно, конца периода Эдо – начала периода Мэйдзи (вторая половина - конец XIX в.).
Таким образом, данный предмет является произведением традиционного японского оружейного искусства указанных периодов и представляет собой историческую, художественную и культурную ценность.

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp