Японский Меч Нихонто

Японский меч НихонтоВ течение десяти столетий клинки японских мечей существуют без особых изменений в конструкции. Благодаря превосходным режущим качествам , а также особому отношению к нихонто,их история обросла всяческими вымыслами и догадками.




Японский меч НихонтоНа клинках и черенах или накаго (хвостовиках) японских мечей, кроме надписей накаго мэй или тосин мэй, часто встречаются изображения, различные по характеру, но всегда подчеркивающие индивидуальность данного образца -художественные гравировки – хоримоно.

История этих клинков. В смутные времена междоусобных войн самурай мог положиться только на свой меч и для придания ему магического свойства оберега заказывал граверу изображения божеств-охранителей или их имен на клинке.

Когда наступили мирные времена, традиция эта осталась, но сместилась с религиозно-мистического уровня на декоративный. Поэтому грубая гравировка старых боевых мечей, которую выполняли сами кузнецы, стала более изящной и много сюжетной.

В темах гравировки присутствуют драконы, карпы, бамбук и слива, морские волны и насекомые – все то, что встречается в сюжетах цуба этого периода. И гравировку выполняли уже специалисты-граверы.

К этой же операции относится и прорезание долов – продольных желобков на клинке. Их разновидности учтены и систематизированы, а сами долы, кроме декоративной функции, еще и облегчают клинок, сохраняя его жесткость и гася вибрацию во время удара.

Встречаются варианты, когда декоративная гравировка находится внутри дола и выполнена объемно, в виде барельефа. Такие изображения называются укибори. В период Эдо возникла также мода гравировать на клинках строки из популярных в то время стихов, а также боевые девизы и изречения мудрецов древности.

Если часть Хоримоно скрыта под рукояткой-цукой, значит полосу меча-нагаса в свое время укорачивали, так как японские мечи укорачиваются только со стороны хвостовика,,т.к. киссаки-остриё клинка старались не затрагивать и не усекать, из-за проблем с линией хамон и закалкой клинка, который обрезается на требуемую величину. При этом случается, что старые надписи, остающиеся на изъятой части накаго, сохраняют. Для этого часть хвостовика с надписью видоизменяют и в виде таблички прикрепляют заклепками к укороченному хвостовику.

Иногда встречаются непонятные знаки, похожие на иероглифы, но и отличающиеся от них. Это имена буддийских богов, написанные на санскрите – Бонджи

языке буддийских и синтоистктх книг. Но в данном случае санскрит стилизован и приобрел более привычный для японца вид. Такие надписи называются бондзи, и появились они в то время, когда позиции Синто в стране несколько ослабли, а на первое место вышел буддизм.

На хвостовиках, кроме надписи, могут быть гравированные или штампованные на раскаленном металле изображения – личные знаки канджи . Это «Ка мон» – личный герб, дарованный за особые заслуги, «као» – стилизованная роспись в стиле скорописи или «какихан» – монограмма из четко начертанных иероглифов, помещенная в рамку.

Все эти изображения повышают стоимость меча.

Полировка Тогия

yaponskij-mech-nihonto-ris2Следующий этап- это полировка. Полировщик клинков Тоги– профессия,которая могла возникнуть,только в Японии состоящая из таких тонкостей,и кропотливой,ювелирной и упорной работы,которые не возможно было придумать, поэтому предварительно обработанный клинок мечника-кадзи передает полировщику-Тоги.Сама природа или Боги-Ками подарила японцам залежи абразивного материала необычайной чистоты и мелкозернистости. Без этого невозможно было бы создание того, что гордо именуется «Нихонто». Полировщик, пользуясь последовательно все более мелкими абразивными камнями, доводит поверхность клинка до идеального состояния, позволяющего, как через стекло, увидеть структуру строения клинка, все нюансы его закалки. Подобной тщательной шлифовки оружия нет нигде в мире!-Для чего и самое главное зачем? создают с такой тщательностью вещи, что можно возвести их изготовление в ранг искусства. Возможный ответ – национальная японская религия Синто – путь богов. В ней меч возведен в ранг атрибута божественной власти. Следующее, что приходит в голову, – необычайно высокое положение воинского сословия в средневековой Японии и пара мечей-Дайсё сопровождавшая самурая на протяжении его жизни, как символ этого высокого положения. Традиционная японская полировка довольно дорогостоящая. И в зависимости от конкретного клинка, его твердости, геометрии, глубины зазубрин и глубины ржавчины стоимость полировки может отличаться в большую или в меньшую сторону. Обычно традиционная полировка катаны стоит 1500$ - 2000$. Но при этом полировка меча и существенно увеличивает его цену, тем самым неоднократно покрывая свою стоимость. Поэтому для любого коллекционера полировка - это прибыльное вложение денег. Полируется полностью 100% поверхности клинка кроме хвостовика, который традиционно не обрабатывается. Английский писатель Р.Д. Киплинг во время посещения Японии в 1889 г. записал: «Мне показали человека, который уже месяц полировал небольшую вазу высотой в пять дюймов. Ему оставалось трудиться еще два дня... и рубиновый дракон, резвящийся на лазуритовом поле, каждая крохотная деталь, каждый завиток, любой участочек, заполненный эмалью, будут становиться все привлекательнее.

В другом месте можно купить дешевле, – сказал, улыбаясь, хозяин. Мы не умеем их так делать. Эта ваза будет стоить семьдесят долларов.

Я отнесся к его словам с уважением, потому что он сказал «не умеем» вместо «не делаем». Это говорил мастер».

В Японии есть понятие минсю-тэки когэй (искусство, создаваемое вручную для повседневного использования людьми). Это именно тот случай, когда трепетное отношение к создаваемой своими руками вещи заставляет мастера вкладывать в акт созидания свою душу не в надежде на конечную награду, а просто потому, что иначе не стоит и браться за работу. Японские мастера высшей пробы совсем не престижных во всем остальном мире профессий поднимают свою работу на уровень искусства, и это осознание собственного достоинства заставляет их неукоснительно следовать древним технологиям во всех случаях и получать прекрасный результат.Помимо аспекта красоты,тоги-полировщики смогли получить великолепные рубящие качества клинка-благодаря великолепно обработанному клинку рубящий удар, гораздо быстрее и глубже проходит в ,,предмет,, стоящий на пути воина.

Испытания меча Тамесигири или цудзугири пробное и уличное резание

yaponskij-mech-nihonto-ris3Испытания и монтировка убранства меча (коси раэ)



После полировки и заточки, длящихся в среднем две недели, клинок с временной рукояткой попадает в руки специалиста по испытанию мечей. Почему это происходило, разве не мог самурай, будущий хозяин меча, рубануть что-нибудь этакое и затем с видом знатока, осмотрев лезвие, заявить: «Меч так себе, гвозди рубать не могёт!»В Японии существовали официальные тесты испытаний, выполнить которые мог только профессионал-клан Ямато. Тамэсигири (пробное резание). При испытании клинков ими рубили соломенные снопы, скатанные циновки – татами, медные и железные пластины. Но самые экзотические и одновременно наиболее реальные испытания происходили во время казней преступников и на телах уже казненных людей.испытания меча, цудзугири (уличное резание), когда самурай, чаще всего невысокого ранга, выходил ночью со своим мечом и пытался зарубить какого-нибудь простолюдина. Впрочем, не брезговали этим и некоторые высокородные самураи, так сказать для поддержания формы.В период Муромати ,самураи и ронины пробовали свои мечи на крестьянах или местных, сельских пьяницах,обычно в тёмное время суток,наказание за это ,,преступление,, как привило не следовало, до наступления эпохи Эдо,Из тьмы веков дошел рассказ о некоем ронине Гото. Когда ему нужно было испытать очередной новый меч на осужденных, привязанных к столбам, внезапно пошел дождь. Гото взял в левую руку зонт, в правую меч и вышел во двор. Вернулся он через несколько мгновений, почти не замочив одежду и меч. Вручая его хозяину, он произнес слова одобрения, а все свидетели этой сцены сошлись на том, что Гото был настоящим мастером своего дела. Результаты официальных тестов записывались на хвостовике меча и, в отличие от скромной надписи кадзи, часто инкрустировались золотой проволокой.

После испытаний, выявивших рабочие возможности меча, клинок попадал на заключительном этапе в мастерскую цубако, где к нему изготавливалась фурнитура, и он принимал хорошо узнаваемый нарядный внешний вид.

Вот собственно и вся технологическая цепочка, пройдя которую изделие превращалось в грозное оружие и в то же время произведение искусства. Дальше у каждого меча была своя судьба, в которой одним суждено было, сломавшись в бою, затеряться во времени, а другие превращались в кокухо – национальное сокровище и, передаваемые из поколения в поколение, дожили до наших дней, обрастая легендами.

Многообразие форм

Японский меч НихонтоКазалось бы, чего проще! Получая столетиями практические результаты эксплуатации различных мечей на полях многочисленных боев, можно выбрать или скомбинировать наиболее удачную модель, сделать образцы и разослав их всем известным кадзи, обязать их выпускать точно такие. Полученные образцы назвать табельными и вооружить этим оружием постоянную армию самураев. Собственно так и поступили в Европе, как только там появились регулярные армии. Это упростило процесс вооружения, удешевило снабжение и, в конце концов, дало возможность держать сам процесс вооружения в крепких руках центральной власти. И однако же, в Японии ничего такого не произошло до тех пор, пока военное сословие в 1876 г. не было приравнено к остальным, а атрибуты их высокого положения – пара мечей с которыми они не расставались, были запрещены.

Ладно, пусть существует 11 основных форм полос японских мечей, 6 видов их изгибов, 12 видов оформления острия клинка, 7 видов сечения и 6 видов обуха. В конце концов, все это на виду и впрямую влияет на рабочие качества клинка.

Но – 6 видов формы хвостовика и 10 видов его торца, не говоря уже о 20 основных видах насечки на этих же хвостовиках. А ведь кроме этого существуют и промежуточные формы! Зачем все это, если всаженный в рукоятку хвостовик вообще не виден за исключением тех редких моментов, когда рукоятка снимается, и на темном от времени хвостовике с восторгом разбираются знаки, оставленные мастерами?

Может быть, вопрос такого многообразия прояснит высказывание человека, близкого к художественному миру, а ведь мы уже пришли к выводу, что японские ремесленники целиком отдающиеся своему делу – художники.

Главный куратор Государственного музея современного искусства в Токио Масами Сираиси сказал: «…еще одной важной отличительной чертой японского прикладного искусства является умышленное нанесение повреждений. Путем разрушения правильных форм, таких как круг или квадрат, за совершенством которых прячется красота, открывают красоту, недоступную для разума».

Иллюзия и предрассудки

Чтобы понять особенность Японского Меча, придется изучать столь далекую для западного сознания японскую культуру – познакомиться с основами японского языка и иероглифах-канджи, изучить историю страны, основы буддизма, синтоизма и конфуцианства, научиться ковке вообще и кузнечной сварке в частности, осмотреть сотни музейных экспонатов, пройти «курс молодого бойца» в школе кэндо и, наконец, не помешает знание классической японской поэзии. В общем, посвятить этому делу часть своей жизни, что проблематично.В Европе и Америке столь живучи иллюзии, которые японцы не особенно торопятся развеять, так что и в этом частном вопросе Восток и Запад никак не встретятся.Говорят, что японские кузнецы ковали клинки по пять лет. Но тогда на какие деньги они содержали свои семьи все это время? Очевидно, мечи были очень дорогими. А значит самураи были весьма богатыми. Только зачем тогда в таком количестве велись кровопролитные войны, если все могли поесть риса досыта? Да потому что все было не так!

В истории Японии мастера-мечники были независимы, но всё же старались получать постоянные заказы, для это лучший из способов, достичь хорошего уровня и добиться благосклонности у местного Даймё-вот один из примеров удачного мастера-мечника 下坂継広 Shimosaka Tsuguhiro из провинции Этидзэн. Сохранилось 59 клинков кузнеца Масамунэ из Сагами а Мурамаса 138 клинков.

Если в лихолетье шести веков сгинули хотя бы десять его работ, то при условии производительности по клинку в пятилетку этот легендарный кузнец жил 350 лет минимум. На самом деле меч ковался за две-три недели с гарантией качества, а чистое время ковки стали для меча (занятие самое ответственное и трудоемкое ) равно примерно трем часам! А если качества не гарантировать, то можно ковать и побыстрее, как, например, кузнец Цуда Сукэхиро, сделавший за 25 лет работы 1620 клинков.выводу, что японские ремесленники целиком отдающиеся своему делу – художники.

Главный куратор Государственного музея современного искусства в Токио Масами Сираиси сказал: «…еще одной важной отличительной чертой японского прикладного искусства является умышленное нанесение повреждений. Путем разрушения правильных форм, таких как круг или квадрат, за совершенством которых прячется красота, открывают красоту, недоступную для разума».

Тысячелетняя история японского клинка, это непрерывный поиск той самой недоступной разуму красоты, к которой стремятся все настоящие художники и при этом каждый ощущает ее по-своему!

Исключительные режущие свойства японских мечей

Это тот вопрос, который нуждается в комментариях. Рубка во время боя стволов аркебуз, оград из камня и кованного железа и т.д.То что мы слышали или видео в фильмах-действительно ли кинематографическая правда, является правдой?Самураи испытывали свои новые мечи рубкой шлемов, пластин на доспехах и тел казненных преступников. Так же существует документальном фильме, демонстрировавшимся военнослужащим японской армии в период второй мировой войны, в котором показано как искусный буси отсекает своим мечом ствол пулемета.Все самураи с детства умели фехтовать, но испытывать мечи могли только истинные специалисты, для которых в большей степени было изучения тонкостей удара, а не искусства фехтования.Клики после таких проб получали Кизу, т.к дефекты, Хакоборэ-зазубрина, проходящая хоть и не через закалённую сталь, однако часто могла является причиной трещины, так же клинки тупились, ломались, чему сохранилось множество примеров. Ведь в природе нет материалов не подверженных истиранию или деформации. Для примера-Твёрдость японских клинков 60-64 единиц по шкале Роквелла.

Убранству японских мечей. Часто можно услышать, что тати – меч парадный, а катана – меч повседневный. На самом деле до 17-го века самураи носили только тати, то есть мечи, подвешенные горизонтально лезвием вниз при помощи двух подвязок на ножнах, крепящихся к поясу. Тати носили и в бой, и в день рождения императора. Потом появилась мода носить мечи лезвием вверх, продевая ножны сквозь пояс – мечи катана. Понадобилось около 50 лет, чтобы мечи катана вытеснили мечи тати из обихода, но это уже время заката эпохи самураев, а не вся их история.

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp