Японский 600-т летний меч катана работа кузнеца Канэнага школа Ямато тегай пров. Мино период XV - XVI в. поздний Муромати

Японский 600-т летний меч катана работа кузнеца Канэнага школа Ямато тегай пров. Мино период XV - XVI в. поздний Муромати

* Экспертное заключение подготовил Специалист по традиционному японскому оружию. Член национальной Ассоциации оружейных экспертов

Подобной подписью пользовалось около 20 мастеров, живших в разные исторические эпохи и в разных провинциях. Поскольку датировка и место изготовления клинка не указаны, а мэй состоит только из 2 иероглифов (причем второй иероглиф 長 «нага» обрезан), приходится принимать к сведению «вторичные» данные, как-то: манеру вырезания иероглифов подписи; степень стертости надписи; степень развития патины; специфику формы клинка (сугата); особенности узоров формы и закалки и т.д., а также сравнение с датированными клинками с подписью «Канэнага». По совокупности факторов можно предположить, что автор данного клинка является представителем традиции провинции Мино (Носю), жившим в конец XV - XVI в. (см. Приложение – сканы хвостовиков датированных клинков с подписью «Канэнага»).

Размеры клинка:

Размеры клинка:
Общая длина клинка – 91,3 см
Длина лезвия (нагаса) – 639 мм
Длина хвостовика (накаго-нагаса) – 21,6 см
Длина вершины (киссаки-ватари) – 4,0 см
Длина грани ко-синоги – 2,2 см
Длина грани ёкотэ-гива – 1,3 см
изгиб (сори): 13 мм
хвостовик с тремя отверстиями
Ширина у порожков (мотохаба) – 2,8 см
Ширина в средней части – 2,6 см
Ширина в области вершины – 2.21 мм
Толщина у порожков (мотокасанэ) – 0,8 см
Толщина в средней части – 0,7 см
Толщина в конце боевой части (сакикасанэ) – 0,5 см   Вес: 691.9 гр

                                                            

Материал: кованая кричная сталь тамахаганэ.
Техники: традиционная японская пакетная ковка, закалка, гравюра, полировка, опиловка.
Классификация по времени изготовления: кото («старый меч»), предположительно – конец XV - XVI в. (период поздний Муромати – Адзути-Момояма).
Классификация по размеру: катана.

Форма клинка (цукурикоми): клинок однолезвийный, формы синоги-дзукури, т.е. с выраженным продольным ребром (синоги), разделяющимся в области вершины (киссаки) на два коротких ребра ко-синоги и ёкотэ-гива, очерчивающих вершину (тю-кисссаки - «средняя вершина»); изгиб (13 мм) приходится на центральную часть обуха - тории-дзори; обух мунэ в сечении «формы низкой крыши хижины» (иори-хикуй).

                                           

Узоры ковки: «мелкая текстура сучковатой древесины» с «текучим узором» ко-итамэ / нагарэ; присутствуют кристаллы мартенсита дзи-ниэ; выражены тикэй.

Паттерн узора закалки (хамон): средней ширины прямая линия сугуха, местами со слабо выраженными очень пологими «волнами» (нотарэ); линия хабути, очерчивающая закаленный участок лезвия – относительно широкая ниои-гути, «усыпанная» кристаллами ниэ; сопутствующие эффекты закалки (хатараки) видны не очень отчетливо по причине замутнения полировки; присутствуют темные ниэ / ниои, спорадически проявляются сунагаси, кинсудзи, тобияки, уцури. Узор закаленной вершины (боси) – комару («малый круг», в сочетании с каэн («языками пламени») и обилием крупных ярких ниэ.Сопутствующие узоры закалки хатараки выражены не очень ярко, что характерно для стиля Рай Кунимицу в целом; представлены ко-ниэ, уцури; спорадически – сунагаси.   

Черен «обычной формы» (убу-накаго); завершение черена – кири («усечен»); ; имеются 3 отверстия (мэкуги-ана) для запорного клина рукояти (мэкуги),. Опиловка черена – каттэ-сагари (пологая диагональ от лезвия к обуху на «внешней» стороне омотэ).  В полированной части черена и на обухе в области вершины присутствует декоративная полировка (кэсё-мигаки) в виде тонких параллельных чередующихся матовых и зеркальных линий.  ( демонстрирует полировку высшей категории) Подпись (мэй) на хвостовике с внешней стороны: Канэнага (兼長, Kanenaga)  
Состояние сохранности: в целом, клинок в относительно хорошем состоянии, при визуальном осмотре значимых («фатальных») дефектов (сколов, трещин, разрывов сварочных швов, коррозии, дефектов ковки, серьезных дефектов полировки) не выявлено; при этом имеются следы бытования, включая общее поверхностное загрязнение; многочисленные царапины и мелкие каверны от коррозии по всей поверхности клинка; мелкий скол порожка лезвия. На черене с «внутренней» стороны имется односторонняя трещина.

                                                                                Оправа.Художественая оправа сочетает как антикварные (период Эдо), так и современные детали. К   оригинальным художественным антикварным деталям относятся гарда цуба, обоймица и навершие рукояти  - фути и касира, [1] а также деревянные основы ножен и рукояти и плоские муфты сэппа. Антикварные детали имеют характерные следы исторического бытования – общее поверхностное загрязнение, потретость патины и позолоты, небольшие деформации, следы коррозии.

                                 

Ножны - декорирована в лаковой технике кин-татаки-нури (золотистая фактурная поверхность), шнур сагео ( ручная работа) шёлк

                                

[1] К антикварным элементам оправы относятся также «технические»  детали: деревянные основы ножен и рукояти и плоские медные муфты сэппа.

Гарда меча (цуба)                                   краткая история
Китагава Сотэн (喜多川 宗典) - работал на семью Китагава и со временем получил ту же фамилию. Его настоящее имя - Хидэцунэ (秀典). По заказу этой семьи он изготавливал различные элементы оправы для мечей (такие, как мэнуки, фути-гасира, цуба и когатана), украшая их пейзажами, батальными сценами, а также изображениями цветов и птиц, гармонично сочетавшими технику объёмного рельефа с цветной инкрустацией (高彫り象嵌, такабори-дзоган, takabori-zogan) и росписи (色絵, иро-э, iro-e). У него был целый ряд последователей и подражателей.
** Подписывался сокращённой версией Сохэйси (藻柄子). Наряду с техникой такабори-дзоган и ироэ, он также использует скульптурный рельеф (肉彫り, нику-бори, niku-bori)со сквозными отверстиями (地透かし, дзи-сукаси, ji-sukashi). Используя эти техники, он оставил после себя много шедевров, в том числе изображения играющего Будды и бессмертных даосов, а также батальных сцен. Произведения его ценились высоко, что вызвало много подделок под него.

Навершие рукояти касира.   

Сталь, медь, золото. Ковка, чеканка, резьба по стали в высоком рельефе, патина, золочение. Стилизованное изображение дракона унрю

Обоймица рукояти фути.

Сталь, медь, золото. Ковка, чеканка, резьба по стали в высоком рельефе, патина, золочение.       Императорский дракон унрю в морских волнах

Японские документы сопровождающие меч - Реристрация (тороку/toroku): июль 44-го года Сёва (1969), префектура Аити (愛知, Аити).

                                                                                                            Заключение

Таким образом, в результате проведенной историко-искусствоведческой экспертизы, можно сделать вывод, что представленный предмет (меч катана) с клинком работы мастера Канэнага 兼長периода кото (предположительно, конец XV – XVI вв., провинция Мино), является репрезентативным образцом японского меча нихонто и шедевром традиционного японского оружейного искусства указанного выше периода.

К клинку прилагается художественная оправа с рядом оригинальных антикварных деталей (гарда цуба, две фигурки мэнуки, обоймица фути и навершие рукояти касира) периода Эдо (1600-1868).

Данный предмет представляет собой историческую, художественную и культурную ценность.

.

 

Ссылки на работы данного кузнеца

Japanese Sword - Tegai Kanenaga - Koto Tachi (nihontocraft.com)

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ