Японский 700 летний меч Нагамаки-наоси кузнеца Нобокуни статус Ценный эра Намбоку-тё  меч пров. Бидзен 1336 - 92 гг

Экспертное заключение подготовил  Специалист по традиционному японскому оружию. Член национальной Ассоциации оружейных экспертов

* Это поистине выдающийся шедевр, доносящий до нас атмосферу своей эпохи.

Клинок тати /нагината-наоси с подписью (мэй) 信国 «Нобукуни»); к клинку прилагается комплект художественной оправы стиле нагамаки и «сертификат аутентичности» Ходзон токэн кантэйсё, выданный NBTHK («Обществом по сохранению художественного японского меча»)

  Описание клинка.

Материал: кованая кричная сталь тамахаганэ.
Классификация по времени изготовления: кото (конец XIV - начало XV вв., период поздний Намбокутё - ранний Муромати).
Классификация по размеру: нагината-наоси, т.е. переточенный из клинка алебарды нагината.
Форма клинка (цукурикоми): унокуби («формы шеи баклана», характерной для клинков нагината) – однолезвийный, с выраженным продольным ребром (синоги), но без разделения его в области вершины (киссаки) на два коротких ребра ко-синоги и ёкотэ-гива; при этом на большей части клинка участок между синоги и обухом имеет выраженный скос (утончение) в сторону обуха; область пяты короткая, формой аналогична пяте клинка формы синоги-дзукури. Долов нет; изгиб (1,9 см), смещен к вершине клинка (саки-дзори); обух иори-мунэ (формы «крыши хижины»). Черен «обычной формы» (убу-накаго); завершение черена – кири / суриагэ (усечен и укорочен); имеется одно отверстие (мэкуги-ана) для запорного клина рукояти (мэкуги). Опиловка черена ясуримэ утрачена в результате развития естественной патины.

  * Примечание: предположительно, при укорачивании черена имело место значительное смещение порожков (мати-окури).
Подпись (мэй): Нобукуни 信国 (работы Нобукуни из Цукуси.). Подпись выполнена на «внутренней» стороне уратэ, т.е. такую подпись называют тати-мэй (как характерную для клинков тати, которые носятся лезвием вниз – в отличие от клинков катана, где подпись находится на «внешней» стороне омотэ).

  Узоры ковки: плотная ковка, сочетающая паттерн итамэ («текстура спила сучковатой древесины») с масамэ («текстура спила древесины с без сучков»), с плотными темными линиями тикэи и мелкими кристаллами дзи-ниэ, разбросанными по всей поверхности клинка.

Размеры клинка:
Общая длина клинка – 81,7 см
Длина лезвия (нагаса) – 65,4 см
Длина хвостовика (накаго-нагаса) – 16,3 см
Изгиб (сори) – 1,9 см
Ширина у порожков (мотохаба) – 2,9 см
Ширина в средней части – 2,8 см
Ширина в области вершины – 2,5 см
Толщина у порожков (мотокасанэ) – 0,7 см
Толщина в средней части – 0,6 см
Толщина в конце боевой части (сакикасанэ) – 0,5 см

  Художественная оправа
К клинку прилагается сборная декоративная оправа, выполненная в стиле нагамаки. Оправа сочетает антикварные детали периода Эдо (запорная муфта фуцу-хабаки, гарда цуба, 2 фигурки мэнуки; обоймица фути, навершие рукояти касира) с деталями современной работы (рукоять цука и ножны сая). Антикварные детали имеют характерные следы бытования (общее загрязнения, точечные пятна коррозии на металлических деталях, следы реставрационно-консервационных мероприятий).

Запорная муфта хабаки, односоставная (фуцу-хабаки) Медь, серебряная фольга; плакирование серебряной фольгой, диагональная опиловка в виде параллелных полос.

  Гарда цуба
Сталь. Ковка, перфорация, патина.
В стиле сукаси-цуба; формы кику-гата (стилизованный цветок хризантемы), два отверстие хицу-ана; вокруг отверстия для черена клинка декоративная чеканка таганэ-ато. Подписи нет.

   Рукоять цука
Основа – древесина магнолии, парча нисикиори, плетеный шелковый шнур синего цвета. Обоймица рукояти фути и навершие касира в одном стиле – медь, медный сплав, золото; чеканка ко-нанако («мелкая икра»), резьба в высоком рельефе (така-дзоган), аппликация мягкими металлами в высоком рельефе (ироэ-дзоган), золочение, патина. Декоративный мотив – стилизованные дикие гуси (каригину), летящие над крышами и деревьями.

  ножны сая
Древесина магнолии, лак уруси, рог буйвола, плетеный шелковый шнур синего цвета. Имеют выраженное расширение в области набалдашника саядзири. Покрыты лаком золотого и красного цвета в технике кава-нури (имитация текстуры кожи). Имеется латунное кольцо для темляка сагэо,

  Краткая информация о кузнеце.
Согласно прилагаемому сертификату NBTHK, данный клинок является работой одного из мастеров школы Цукуси Нобукуни 筑紫信国. Под топонимом «Цукуси» (筑紫, также читается как Тикусю) понимается провинция на севере о. Кюсю, в VII в. разделенную на две – Тикудзэн и Тикуго. Ныне входят в префектуру Фукуока.
Школа Цукуси Нобукуни является одной из ветвей большой школы Нобукуни, сформировавшейся к середине XIV в. (период Намбокутё) в столице Киото (провинция Ямасиро). Школа относится к «Великой традиции» Ямасиро-дэн, однако имеет определенные сходства и с традицией Бидзэн-дэн (Оэй-Бидзэн).
Известно несколько поколений мастеров этой школы, работавших в провинциях Тикудзэн, Тикуго и соседней провинции Будзэн вплоть до раннего Эдо (XVII в.)1. Информация о становлении школы Цукуси Нобукуни довольно противоречивая и существуют разночтения относительно как времени ее возникновения, так и поколениях и именах ее представителей. Так, по мнению одного из основателей NBTHK Хонма Дзюндзи, основатель школы Цукаси Нобукуни работал в конце периода Намбокутё (эры Энбун延文– Дзёдзи貞治, середина – вторая половина XIV в.), второе поколение – эра Оэй (応永, 1394-1428), третье поколение – конец эры Оэй – эры Сётё (正長, 1428–1429) и Эйкё (永享, 1429–1441). В целом, имя «Цукуси Нобукуни» можно считать брендом, представленным как минимум тремя поколениями кузнецов; при этом многие исследователи традиции нихонто были склонны рассматривать этот бренд как единое целое. Так, W. M. Hawley объединяет все три кузнецов школы Цукуси Нобукуни эры Оэй под индексом NOB 262, 60 баллов2.
Данный клинок, по стилистическим особенностям, предположительно (с нашей точки зрения) следует датировать эрой Оэй, однако назвать имя конкретного мастера на основании имеющихся данных не представляется возможным. Можно предположить, что клинок может быть работой одного из трех представителей второго поколения школы, работавших именно в указанный период: Гёбо-но дзё Нобукуни (刑部尉信国), Минамото Саэмон-но дзё Нобукуни (源左衛門尉信国) и Минамото Сикибу-но дзё Нобукуни (源式部尉信国).
*Примечание 1. Следует отметить, что выданный NBTHK «сертификат аутентичности» Ходзон токэн кантэйсё «гарантирует» подлинность подписи мастера. Однако на наш взгляд подпись выглядит более «молодой», нежели поверхность черена, покрытого кавернами от зрелой естественной патины; кроме того, характер написания (гравировки) иероглифов подписи отличается от всех опубликованных образцов подписи мастеров этой школы. Поэтому можно предположить, что данная подпись могла быть позднее, при укорачивании клинка, когда оригинальная подпись была утрачена. Если и оригинальная подпись состояла только из двух иероглифов (нидзи-мэй), то клинок с бòльшей вероятностью является работой первого из упомянутых выше мастеров, а именно Гёбо-но дзё Нобукуни.

История меча изложенная продавцом в Японии - Nobukuni
Провинция Бидзен Эра Катэй ( 1235-1238 )  Активный период работы 1235-38 гг Кузнечная школа Ко бидзен Учитель (отец) Yoshikane 吉包

筑紫信国は南北朝時代の刀匠で、姿や体配からして、南北朝時代の「長巻」でそれを茎を切り、太刀にした「長巻直し」です。
Нобукуни из Цукуси — кузнец-оружейник периода Намбоку-тё (南北朝, 1336 - 1392), и судя по форме, это нагамаки-наоси (長巻直し, nagamaki-naoshi), то есть клинок от крупнолезвийной глефы (長巻直し, нагамаки/nagamaki), у которого укоротили хвостовик и перемонтировали его в меч.
長巻は南北朝時代に作られ、それはら時代がさがり薙刀などが作られました。
Крупнолезвийные глефы (нагамаки) у которых длина клинка была сопоставима с длиной древка, активно изготавливались в период Намбоку-тё, но со временем уступили место глефам (薙刀, нагината/naginata) c более коротким клинком и длинным как у копья древком.
* Один и тот же клинок можно смонтировать для ношения на поясе в более архаичной манере (острием вниз) — и тогда он будет называться «тати», либо для ношения лезвием вверх — и тогда это будет «катана». Однако, по тому, на какой стороне расположена подпись мастера, можно судить о том, был ли данный клинок изначально рассчитан на ношение лезвием вверх или лезвием вниз.
Оружие типа нагината и нагамаки в литературе часто называют алебардами, что не вполне точно. Ряд оружиеведов предпочитают называть подобный тип оружия «глефа» или «совня».
Этот тип клинка, известный также как «нагината-дзукури» (глефообразный), создан с учётом больших ударных нагрузок на клинки глеф. Массивная вершина рассчитана на выдерживание перегрузок во время колющих ударов.
Клинок «в форме листа ириса».
** Уцури (映り, utsuri) — букв. «отражение». Полоса феррита в поверхности клинка, повторяющая линию закалки.
Старыми мечами (кото) называются мечи, созданные до 1596 года.
Цукуси — старое название о. Кюсю.
Нобукуни из пров. Ямасиро. Ямасиро (山城. Yamashiro) — провинция, в которой находился столичный город Киото.
Уцури , различимые на хаотичном узоре закалки (乱れ刃紋, мидарэ-хамон/midare-hamon), выдают в этом клинке изделие периода Намбоку-тё.
Поклонники «старых мечей» (古刀, кото/koto) наверняка будут довольны.
筑紫信国は南北朝時代から室町時代末期迄、九州で続いた刀工群です。
Цукуси Нобукуни — группа кузнецов-оружейников, существовавшая на о. Кюсю с периода Намбоку-тё и до конца периода Муромати (ок. 1573).
.
Заключение Представленный предмет (клинок тати / нагината-наоси) является репрезентативным образцом японского меча периода кото (конец XIV - начало XV вв., период поздний Намбокутё – ранний Муромати); обладает всеми характерными признаками: выполнен из традиционной японской стали тамахаганэ методом традиционной пакетной ковки, относится к одной из классических разновидностей японского клинка – тати /нагината-наоси; обладает соответствующими узорами ковки и закалки (китаэ, хамон, боси, хатараки); имеет подпись (мэй): «信国Нобукуни».
Клинок смонтирован в оправе, сочетающий указанные выше антикварные детали с деталями нагамаки современной работы; сопровождается сертификатом «Ходзон токэн», выданным NBTHK («Обществом по сохранению художественного японского меча»)
Клинок и антикварные детали представляет собой историческую, художественную и культурную ценность.

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp