Знаменитые кузнецы традиции Сагами: Десять искусных учеников Масамунэ

Десять искусных учеников Масамунэ (正宗十哲, Масамунэ-дзиттэцу/Masamune-jittetsu) — собирательное название для десяти кузнецов, которые считаются ближайшими учениками Масамунэ. Масамунэ — кузнец конца периода Камакура, окончательно сформировавший кузнечную традицию провинции Сагами (相州伝, Сосю-дэн/Soshu-den). Своими знаниями и навыками он без утайки делился с учениками, которые позже работали в разных провинциях, сделав традицию Сагами необычайно популярной.

У Масамунэ не было родного сына. Поэтому в качестве своего преемника он усыновил Садамунэ (貞宗, Sadamune), а наряду с ним подготовил других учеников, совокупно именуемых «десятью искусниками» (十哲, дзиттэцу/jittetsu).

Однако само понятие дзиттэцу было придумано уже в последующие столетия. Хотя честь создания традиции и приписывается Масамунэ, работы воспринявших и распространивших его методы учеников также ценятся за красоту и великолепное качество.

 

Садамунэ (貞宗, Sadamune

Преемник Масамунэ. Жил и творил в период Намбоку-тё, приёмный сын Масамунэ. Настоящее имя Хикосиро (彦四郎, Hikoshiro). Фактура металла(地鉄, дзиганэ/jigane) изготовленных ил клинков обладает характерным сине-чёрным отливом и по красоте пожалуй даже превосходит творения Масамунэ. Такую поверхность именуют «Садамунэ-хада» (貞宗肌, Sadamune-hada).

Для его произведений характерен узор закалки(刃文, хамон/hamon) c мелким ниэ1 мелким нотарэ2. Подписанных его работ до нас не дошло. Ещё одной его особенностью является тонкой работы гравировка на клинках. В период Эдо (1600─1868) его клинки высоко ценились. Три его работы — Кикко-Садамунэ (亀甲貞宗, Kikko-Sadamune), Фусими-Садамунэ(伏見貞宗, Fushimi-Sadamune), и Тэрасава-Садамунэ (寺沢貞宗, Terasawa-Sadamune) ─ получили статус национального сокровища (国宝, кокухо/kokuho).

катана 無銘 без подписи 貞宗 Садамунэ передавалась в семье Токугава, правившей княжеством Овари

мэй

無銘 отсутствует

鑑定区分 статус

重要文化財 Важное культурное достояние

刃長 длина

69.1 см

所蔵・伝来 принадлежность

尾張徳川家 передавалась в семье Токугава в княжестве Овари



Рай Куницугу(来国次, Rai Kunitsugu),  живший в пров. Ямасиро(山城, Yamashiro)

Его также называют «Рай из камакура» (鎌倉来, Камакура-Рай/Kamakura-Rai). Его клинки не похожи на классические работы семьи Рай: для него характерна хаотичная линия закалки (乱れ刃, мидарэба/midareba) с выраженным ниэ. Есть также мнение, что он не был учеником Масамунэ, а просто отошёл от канонов семьи Рай, стараясь подстроиться под нужды своего времени. Самым известным его клинком является удостоенный статуса «Важное произведение искусства» (重要美術品, дзюё-бидзюцухин/juyo-bijutsuhin) меч по имени «Торикаи-Рай Куницугу» (鳥飼来国次, Torikai-Rai Kunitsugu), хранящийся в Центре исследований старинной культуры Курокава (黒川古文化研究所所蔵).

太刀Тати, подписанный Рай Куницугу 来国次(предположительно

подпись

□□??-цугу

鑑定区分 статус

Важный меч (重要刀剣, дзюё-токэн/juyo-token)

刃長 длина

71.5 см

所蔵・伝来 хранится:

刀剣ワールド財団
Фонд «Token World»

 

 

Хасэбэ Кунисигэ長谷部国重, Hasebe Kunishige, живший в пров. Ямасиро (山城, Yamashiro)

Хасэбэ Кунисигэ, ставший основателем собственного направления «Хасэбэ-ха» () иногда считается сыном другого известного кузнеца Синтого Кунимицу (新藤五国光, Shintogo Kunimitsu). Он принял фамилию «Хасэбэ» поскольку жил в местности «Хасэ» в г. Камакура, откуда и переехал в Ямасиро (ныне преф. Киото), где и основал собственную школу, достигшую процветания. Его наиболее известное произведение ─ «Хэсикири Хасэбэ» (へし切長谷部, Heshikiri-Hasebe), любимый меч полководца Оды Нобунаги, ныне получивший статус Национального сокровища(国宝, кокухо/kokuho).

Хэсикири-Хасэбэ

подпись

鑑定区分

статус

刃長

длина

所蔵・伝来

владельцы

長谷部国重本阿(花押)Хасэбэ Кунисигэ (подписал Хонъами)
黒田筑前守

Курода Тикудзэн-но-ками

Национальное сокровище (国宝)

64.8 см

織田信長 Ода Нобунага
黒田官兵衛 Курода Камбэй
福岡市博物館

Музей города Фукуока

 

 

Сидзу Сабуро Канэудзи (志津三郎兼氏, Shizu Saburo Kaneujiживший в пров. Мино (美濃)

Основатель линии кузнецов Сидзу, входящей в крупную традицию Мино-дэн (美濃伝, традиция провинции Мино). Изначально входил в число последователей кузнеца Тэгаи Канэнага (手掻包永, Tegai Kanenaga) из пров. Ямато, в честь которого и принял имя «Канэудзи» (包氏, Kaneuji). Позже, восприняв традицию Сагами и перебравшись в место под названием Сидзу в пров. Мино, он сменил имя на «Канэудзи» (兼氏) и основал школу Сидзу, т.е. обновлённую школу Мино. Его наиболее известные произведения: Вакэбэ-Сидзу (分部志津, Wakebe-Shizu) и упоминаемый в «Каталоге годов Кёхо» ( 享保名物, Кёхо Мэйбуцу-тё/Kyoho Meibutsu-cho), а ныне получивший статус Важного культурного достояния (重要文化財, дзюё бункадзай/juyo bunkazai) клинок по имени «Инаба-Сидзу» (稲葉志津, Inaba-Shizu).

Неподписанный меч, относимый к традиции Сидзу Важное произведение искусства

подпись

無銘 отсутствует

鑑定区分 статус

重要美術品 Важное произведение искусства (дзюё бидзюцухин/juyo bijutsuhin)

刃長 длина

73.3 см

所蔵・伝来 владельцы

土岐頼芸
Токи Ёринори
Toki Yorinori) →
刀剣ワールド財団
Фонд «Token World»

Неподписанный меч, относимый к традиции

подпись

無銘 отсутствует

鑑定区分 статус

特別重要刀剣 Особо ценный меч (токубэцу дзюё токэн)

刃長 длина

68.6

所蔵・伝来 владельцы

刀剣ワールド財団
Фонд «Token World»

 

 

Киндзю金重, Киндзю/Kinju, живший в пров. Мино 美濃

Киндзю считается основателем традиции кузнецов Сэки (関鍛冶, Сэки-кадзи/Seki-kaji). Он был монахом в монастыре Сёсэндзи (清泉寺, Shosenji ─ монастырь на территории нынешней префектуры Фукуи) и поступил в обучение к Масамунэ в возрасте 61 года.

Последние годы жизни провёл в Сэки (, ныне г. Сэки преф. Гифу), где и заложил основы местной кузнечной традиции. Особенностями его клинков считается черноватый оттенок поверхности и характерные для севера Японии мягкие очертания клинка с линией закалки в виде спокойного гуномэ (互の目, gunome)3.

Нож-танто с подписью Киндзю

подпись

金重 Киндзю

鑑定区分 статус

重要刀剣 важный меч (дзюё-токэн/juyo-token)

刃長

28.5

所蔵・伝来 владельцы

曽我仲祐 Сога Накасукэ →
徳川家  Семья Токугава→
Фонд «Token World»

 

 

Го-но Ёсихиро 郷義弘, Go-no Yoshihiro), живший в пров Эттю (越中).

Прожил всего 27 лет. Уроженец деревни Мацукура-го (в нвнешней преф. Тояма) — отсюда и фамилия «Го», хотя есть мнение, что это связано с его подлинной фамилией «Оэ» (), первый иероглиф которой также может читаться как «Го».

По форме его мечи обладают характерной для традиции Сагами широкой линией закалки, но не так остроконечны, как мечи Масамунэ: для них свойственны более спокойные и изысканные очертания. Наряду с Масамунэ и Аватагути Ёсимицу (粟田口吉光, Awataguchi Yoshimitsu) Ёсихиро включали в число «трёх лучших мастеров Японии» (天下三作, Тэнка сансаку/Tenka-sansaku). С реди его известных произведений можно упомянуть такие клинки, как Инаба-Го(稲葉江,) и Томита-Го(富田江, Tomita-Go) — оба обладают статусом национальных сокровищ.

Приписываемая Го-но Ёсихиро неподписанная катана

подпись

無銘 отсутствует

鑑定区分 статус

特別重要刀剣 особо важный меч (токубэцу дзюё-токэн/tokubetsu juyo token)

刃長 длина

70.1 см

所蔵・伝来 владельцы

Фонд «Token World»

 

郷義広の刀剣~桑名江~

 

Норисигэ則重, Norishige, живший в пров. Эттю (越中)

На основании письменных источников периода Муромати ─ таких, как Осэки-сю (往昔抄) и Умэтада Осигата (埋忠押形), ─ исследователи предполагают, что Норисигэ по возрасту был старше Масамунэ, а его преемник (Норисигэ 2-й), по одной из версий, у Масамунэ учился.

Его мечи обладают особой фактурой поверхности со спиралевидным узором ─ т.н. «сосновой корой» (松皮肌, мацукава-хада/matsukawa-hada), и по тщательности ковки он превосходит самого Масамунэ. Узор закалки (刃文, хамон/hamon) весьма разнообразен: в нём присутствуют кинсэн4 и сунагаси5. Большинство подписанных его произведений, дошедших до нас ─ ножи (短刀, танто/tanto).

 

Канэмицу兼光, Kanemitsuиз пров. Бидзэн (備前)

Канэмицу ─ 4-й глава направлени я Бидзэн Осафунэ. Он привнёс в него линию закалки в стиле Масамунэ , и его его яростный стиль ковки отличается узором закалки в виде беспорядочных волн (湾れ乱れ,нотарэ-мидарэ/notare-midare). Его мечи ценятся за отменную остроту, и он входит в список из двадцати кузнецов, чьи клинки признаны о-вадзамоно(大業物, o-wazamono, «великолепно режущими»). В частности, о его мече, прозванном «Нами-оёги Канэмицу» существует легенда, что зарубленный им противник, убегая, прыгнул в реку – и только там у него отвалилась голова (по другой вервии, тело распалось надвое.

Неподписанный меч, приписываемый Канэмицу (с золотой инкрустацией: 本多平八郎忠為所持之 Принадлежит Ота Хайхатиро Таданари

подпись

(金象嵌)本多平八郎忠為所持之

(инкрустация золотом: Принадлежит Ота Хайхатиро Таданари

鑑定区分 статус

重要美術品 важное произведение искусства (дзюё-бидзюцухин/juyo-bijutsuhin)

刃長 длина

71.5 см

所蔵・伝来 владельцы

本多忠刻(忠為)Ота Хайхатиро (Таданари) →
Фонд «Token World»

 

Катана. Подпись в виде инкрустации золотом: Канэмицу

подпись

(金象嵌銘)兼光 (инкрустация золотом): Канэмицу

鑑定区分 статус

特別重要刀剣 особо важный меч (токубэцу дзюё токэн/tokubetsu juyo token)

刃長 длина

73.8 см

所蔵・伝来 владельцы

尾張徳川家伝来 Семья Токугава из пров. Овари
黒田家 黒田長好 Семья Курода (Курода Нагаёси)→
Фонд «Token World»

 

Гитё/Нагаёси長義, Gicho/Nagayoshiиз пров. Бидзэн(備前)

Это самый младший из десяти учеников Масамунэ. К характерной для традиции Сагами «кипящей» фактуре поверхности в виде древесного узора (板目, итамэ/itame) он добавил узор в виде древесной коры (杢目, мокумэ/mokume), характерный для провинции Бидзэн. Его энергичной творческой манере присущ цветистый хаотичный узор закалки (乱れ刃, мидарэ-ба/midare-ba) с сильными волнами (湾れ, нотарэ/notare).

К его знаменитым мечам относятся причисленный к Важному культурному наследию (, дзюё бункадзай/juyo bunkazai) меч под названием «Ямауба-гири» (山姥切, Yamauba-giri; букв. «Разрубающий горную ведьму»), а также «Хатимондзи-нагаёси» (八文字長義, ), обязанный своим именем тому, что с его помощью вражеский всадник был разрублен надвое (подобно цифре иероглифу, обозначающему восьмёрку ─ хатимондзи) вместе со шлемом и конём.

Танто с подписью: Нагаёси, живущий в дер. Осафунэ пров. Бидзэн

подпись

表:備州長船住長義Нагаёси, живущий в дер. Осафунэ пров. Бидзэн
裏:正平十五年五月日 5-й месяц 15-го года эры Сёхэй (1360)

鑑定区分 статус

重要文化財 важное культурное достояние (дзюё бункадзай/juyo bunkazai)

刃長 длина

27.7 см

所蔵・伝来 владельцы

豊臣秀吉 тоётоми Хидэёси→
前田利家 Маэда Тосииэ→
Фонд «Token World»

 

Меч без подписи, приписывается Нагаёси

подпись

無銘 отсутствует

鑑定区分 статус

特別重要刀剣 Особо важный меч (токубэцу дзюё-токэн/tokubetsu juyo-token)

刃長 длина

69.8 см

所蔵・伝来 владельцы

尾張徳川家家老
竹腰家 Семья Такэкоси, служившая регентами в княжеской семье Токугава в пров. Овари→
Фонд «Token World»

 

Са-но Ясуёси (左安吉, Sa-no Yasuyoshi) из пров. Тикудзэн (筑前) 

На своих клинках он ставил подпись «са» (), за что и был прозван «Самондзи» (左文字). Также известен как Гэнкэй (源慶,) , Саэмон Сабуро(左衛門三郎,) и Дай-Самондзи (大左文字, ).

Для его произведений характерна изящная форма и буйный хаотичный узор закалки закалки (乱れ刃, мидарэ-ба/midare-ba) с ниэ6. К его знаменитым шедеврам относятся национальное сокровище Косэцу-Самондзи(江雪左文字, Kosetsu-Samonji) и Важное культурное достояние Содза-Самондзи (宗三左文字, Soza-Samonji;также известен как Ёсимото-Самондзи義元左文字, Yoshimoto-Samonji)

宗三左文字Содза-самондзи/義元左文字 Ёсимото-Самондзи

подпись

鑑定区分

刃長 длина

所蔵・伝来 владельцы

(金象嵌 инкрустация золотом:

永禄三年五月十九日

19-го дня 5-й луны 3-го года Эйроку
義元討捕刻彼所持刀

Данный меч имел при себе Имагава Ёсимото когда я его победил
織田尾張守信長

Ода Овари-но-ками Нобунага

重要文化財

Важное культурное достояние (дзюё бункадзай/juyo-bunkazai)

67 см

Святилище Кэнкун-дзиндзя 建勲神社
Государственный музей города Киото京都国立博物館
寄託 передан на хранение

Основано на материалах сайта: https://www.touken-world.jp/tips/7194/

Также существуют другие перечни десяти учеников Масамунэ. Так, в «Иллюстрированном словаре японского меча» изд-ва Гаккэн в статье о них не упоминаются Садамунэ и Киндзю . Вместо них в список включены Сосю Хиромицу (相州廣光, Soshu Hiromitsu)7, Сэкисю Садацуна (石州貞綱, Sekishu Sadatsuna).



1 Ниэ (, nie) — отдельные кристаллы мартенсита, чётко различимые в фактуре поверхности.

2 Нотарэ (湾れ, notare) — узор в виде волн.

3 Переменная линия закалки (刃文, хамон/hamon) с резкими выпадами.

4 Кинсэн (金線, kinsen) — тонкие чёрные линии, различимые в узоре клинка (刃文, хамон/hamon), и идущие параллельно слоям ковки.

5 Сунагаси (砂流, sunagashi) букв. «дрейфующие пески» или «несомый потоком песок» — тусклые цепочки, слабо сгруппированные и без чётких границ

6 Ниэ (, nie) — отдельные кристаллы мартенсита, чётко различимые в фактуре поверхности.

7 Хиромицу из пров. Сагами был учеником Садамунэ. От него до наших дней дошёл передававшийся в семье Уэсуги меч-вакидзаси Кася-гири (日車切). Имя Хиромицу наследовалось учениками в течение семи поколений вплоть до сер. XVI в.

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ