Обычаи самураев «Сюкю но агэру» Снятие голов.

Японский меч Самураев - терминология!Как известно, у самураев существовал обычай, которого они придерживались на поле боя, в случае если убьют своего врага. Это была традиция отрезания головы поверженного противника Сюкю но агэру. Скорее всего, данный обычай пришёл из Китая, поскольку тот, кто приносил голову врага, тот заслуженно повышался по службе. Обычай отрезания вражеской головы получил название «сюкю но агэру», что в переводе означает «взять голову». Голова врага была доказательством выполненного долга буси.

В период Хэйан и ранее, голова противника более служила доказательством победы в поединке, который проходил согласно воинскому ритуалу. Сражение начиналось с того, что в воздух над головами самураев взлетала свистящая стрела Я, которая извещала божества о том, что воины готовы идти по пути следования Буси до. Тот самурай, который заслужил право начинать битву, искал себе противника.

Обычно вызывающий, сидя в седле, громко объявлял свое происхождение и личные достижения. Противник, имевший подобный статус, объявлял себя, и между двумя самураями начиналась дуэль на луках. При этом оба самурая сидели в седле и активно перемещались. До наших дней сохранился отзвук той эпохи в виде традиционного соревнования — Yabusame, когда участники в охотничьем платье стараются поразить цель, скача галопом. Затем самураи сходились в поединке на мечах. Победитель поединка отрезал противнику голову и приносил ее в подарок своему командиру в знак исполненного долга.

В период Сенгоку-дзидай (16в.) даже существовали специальные рекомендации по отрезанию головы повреждённому противнику (в том случае, если голова не была отрублена в ходе поединка, а противник был повержен на землю и еще жив). Так, противника следовало уложить на живот на землю, уперев ему колено в спину, чтобы он не мог подняться. Затем, следовало оттянуть его голову назад, чтобы обнажилось горло, после чего, надо было вонзить ему короткий меч или кинжал в горло и режущими движениями отделить наполовину голову от тела. Затем, меч переворачивался лезвием к телу противника и завершалось полное отделение головы от тела.

По окончании сражения победивший полководец занимал место внутри маку и приступал к церемонии осмотра голов. В течение веков лучшим доказательством победы считалась голова поверженного врага, но к периоду Momoyama обычай осмотра вражеских голов стал приобретать черты ритуала.

После битвы головы собирались с плеч их мёртвых владельцев и представлялись Даймё Dayme 大名 (большое имя), которые наслаждались расслабляющей церемонией просмотра отрубленных голов, чтобы отпраздновать свою победу. Головы тщательно промывали, а их волосы расчёсывали и зубы чернили, что было признаком дворянства. Командующий облачался в полное боевое снаряжение и усаживался на лакированный складной стул, зачастую покрытый медвежьей или тигровой шкурой, с сайхаем или утива в руке. Зачастую, командующий прикрывал лицо веером, что было связано с поверьем о том, что даже мертвый враг может наслать проклятье, а прикрыв лицо веером, военачальник оставался не узнанным и неуязвимым для порчи. После этого самураи подносили ему головы наиболее известных противников, а командующий их осматривал, сопровождая это дело комментариями.

Перед осмотром каждая голова вымывалась, причесывалась и устанавливалась на деревянную квадратную доску с металлическим штырем посередине, на котором она и держалась. Головы под носились пешим самураем, а если деревянных подставок не хватало, вместо них использовались боевые вееры, присыпанные листьями, впитывающими кровь. К узлу волос на отрубленной голове крепилась записка с именем самурая, добывшего эту голову.
В одном случае, просмотр завоёванных голов привёл к тому, что даймё потерял свою собственную. После взятия двух фортов князя 織田 信長, Ода Нобунага 23 июня 1534 — 21 июня 1582, даймё 今川 義元 Имагава Ёсимото1519 — 12 июня 1560 провёл марш к церемонии просмотра голов и музыкального представления. К сожалению, для Ёсимото, остальная часть сил Нобунага выдвинулась и совершила внезапное нападение, в то время как головы готовились для просмотра. Силы Нобунаги подкрались прямо к армии Ёсимото и напали после случайной грозы. Затем отрубленная голова Ёсимото стала центральным украшением на церемонии просмотра голов у своего врага.

Система вознаграждения на основе отрубленных голов эксплуатировалась по-чёрному. Некоторые самураи говорили, что голова вражеского пехотинца на самом деле была головой великого героя и надеялись, никто не узнает правду. После того, как самурай на самом деле снимал с плеч ценную голову, он мог покинуть поле боя, так как деньги были уже у него в кармане. Ситуация стала настолько серьёзной, что даймё иногда даже запрещали принятие голов, чтобы их воины сосредотачивались на победе, а не на получении денег.

Имели место и «злоупотребления» алчных самураев при преподнесении этих кровавых трофеев господину. Некоторые самураи, желая получить незаслуженную награду, отрубали головы подросткам или женщинам, выдавая их за свои боевые трофеи. Дабы пресечь такую практику, многие дайме не принимали в качестве доказательства головы, на которых не было усов. Этот обычай породил моду у некоторых самураев на ношение пышных усов, бакенбардов и бород, дабы их головы не перепутали с женскими или детскими.

Как сказал Токугава Иэясу пред битвой при Сэкигахара, выходов только два: либо вернуться с окровавленной вражеской головой, либо самому остаться без головы. Иэясу был большим специалистом в этом вопросе. Своих людей он заставлял тщательно следить за причёской и перед сражением окуривать волосы благовониями, дабы их отрубленные головы имели опрятный вид и ими не пренебрегли противники, что было бы позором для самурая. С той же целью, некоторые самураи окуривали ладаном шлем изнутри.

Раздобыв ценную голову, воин часто старался покинуть поле битвы, уверенный в том, что его долг исполнен. Военачальникам иногда приходилось отдавать специальные приказы, запрещающие отрубать головы непосредственно во время боя, чтобы не отвлекаться от основной цели сражения. Воин, обезглавивший брошенный безымянный труп, становился объектом презрения, а головы простых асигару, отрубленные в пылу битвы, часто не брались в расчёт.

На поле боя некоторые самураи носили и специальный сетчатый мешок, предназначенный для отрубленных вражеских голов «кубибукуро». Пешие самураи во время боя обычно подвешивали кубибукуро к поясу, а всадники закрепляли у седла.

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp