* * * Экспертное заключение подготовлено Специалистом по традиционному японскому оружию. Член национальной Ассоциации оружейных экспертов. Старший научный сотрудник РАН, Кандидат исторических наук .
«Закалённый меч, спрятав в ножны, надлежит остро отточить и гладко отполировать сердце отважного воина в себе самом. Выковал меч и сложил стихи придворный 3-го ранга 1-й степени Арикото».
* Тигуса Арикото (千種有功, Chigusa Arikoto, 1796—1854)— придворный, прежде всего прославившийся как поэт (автор нескольких стихотворных сборников) и художник. Также увлекался коллекционированием мечей и со временем сам выучился их ковать. Клинки его работы привлекают внимание коллекционеров по сию пору.
Выковал меч и сложил стихи придворный 3-го ранга 1-й степени Арикото
Закалённый меч Спрятав в ножны, надлежит Остро отточить Гладко отполировать Сердце воина в с
Якитати-ва Сая-ни осамэтэ Масурао-но Кокором масу-масу Тогу бэкари кэри
Yakitachi-ha Saya-ni osamete Masurao-no Kokoro masu-masu Togu bekari keri
.Размер
Общая длина клинка – 43,7 см
Длина лезвия (нагаса) – 33,0 см
Длина хвостовика (накаго-нагаса) – 10,6 см
Длина вершины (киссаки-ватари) – 3,4 см
Длина грани ко-синоги – 1,7 см
Длина грани ёкотэгива – 1,1 см
Изгиб (сори) – 0,6 см
Ширина у порожков (мотохаба) – 2,6 см
Ширина в средней части – 2,2 см
Ширина в области вершины (сакихаба) – 1,9 см
Толщина у порожков (мотокасанэ) – 0,5 см
Толщина в средней части – 0,4 см
Толщина в конце боевой части (сакикасанэ) – 0,35 см
Описание
Краткая справка об авторе клинка.
Тигуса Арикото (千種有功, 1796—1854) — потомственный придворный японского императорского двора, член аристократической семьи Тигуса 千種. С 12-летнего возраста возведенный в первую степень третьего придворного ранга. Жил в императорской столице Киото. Был известен как поэт в придворном жанре вака, как живописец, как коллекционер мечей. Использовал поэтические псевдонимы Тидзиноя 千ム迺舎 и Оукэйэн 鶯蛙園. Учился ковке клинков у выдающихся кузнецов синсинто – Одзаки Масатака, Обори Тосихидэ, Нанкай Таро Томотака. Иногда использовал как кузнец псевдоним Тэнрюси 天龍子. Характерной чертой его стиля стала подпись тосин-мэй на клинке (а не на черене), которая сопровождалась стихами вака его же сочинения. Скончался в 28 день 8-го месяца эры Каэй (1854 г.) в возрасте 58 лет в Киото[1]. В настоящее время его работы (как клинки, таки и живопись со стихами) можно встретить в собраниях многих музеев мира, а также в частных собраниях и на аукционах[2].
1] См.: Sesko M. Nihon-shinshinto-shi - The History of the shinshinto Era of Japanese Swords. Lulu Inc., 2013. P. 134.
[2] Соглаано W.M. Hawley, работы Арикото оцениваются в 20 баллов.
хвостовик (накаго) убу ( не укороченный)
Убранство меча ( коси раэ)
Оправа.
Художественая оправа выполнена в период Эдо (1600-1868) / Адзути-Момояма (вторая половина-конец XVI в.), в ее комплект входят запорная муфта хабаки, две плоские муфты сэппа, гарда цуба, рукоять цука с футигасира (обоймицей и навершием рукояти) и двумя декоративными фигурками мэнуки; ножны сая с ножом когатана и рукояткой кодзука. Детали оправы имеют характерные следы исторического бытования – общее поверхностное загрязнение; потертость патины и позолоты, коррозия металлических деталей; ветхость и засаленность шнура рукояти; повреждения и утраты лакового слоя на ножнах.
Ножны сая.
Древесина магнолии, лак уруси, рог буйвола, латунь, плетеный шелковый шнур. Покрыта лаком темно-коричневого цвета в технике исимэ-нури (имитация фактуры камня).
гарда меча (цуба) - мастер 山城國伏見住 金家 (Ямасиро-но-куни Фусими-дзю Канэиэ/Yamashiro-no-kuni Fushimi-ju Kaneie) - Канэиэ, житель Фусими-дзю, что в провинции Ямасиро (ныне, Фусими-дзю находится на территории города Киото)
история мастера Канэиэ жил в период Адзути-Момояма (1568-1603), и считается зачинателем традиции изготовления цуба с картинками. Уже в период Эдо (1603-1868) его работы ценились очень высоко. Ряд его произведений признаны Важным культурным достоянием (重要文化財, дзюё-бункадзай/juyo-bunkazai)
Нож когатана с декоративной рукоятью кодзука.
Нож: сталь кованая; ковка, закалка, полировка, опиловка, гравюра, травление / чернение .
С внешней стороны декорирован перпендикулярной опиловкой (кири-ясуримэ) и травленой /черненой подписью мастера: 濃州住兼? «Канэ(?) из провинции Мино», т.е. работа одного из многочисленных кузнецов традиции Мино-Сэки, использовавших в подписи иероглиф 兼«канэ». Второй иероглиф скрыт под несъёмной рукоятью. Обратная сторона полированная, имеет хамон в стиле гуномэ.
Рукоять кодзука. Медь, медный сплав, золотая фольга. Аппликация цветными металлами в высоком рельефе, резьба в высоком рельефе, патина. Декоративный мотив: синтоистский жрец каннуси в ритуальном одеянии, с веером в руках, в сопровождении слуги, под веревкой симэнава (атрибут синтоистского святилища).