Японский вакидзаси откован придворным III ранга I степени Тигуса Арикото статус Оберегаемый меч период 1796 - 1854 гг

Японский вакидзаси откован придворным III ранга I степени Тигуса Арикото статус Оберегаемы й меч период 1796 - 1854 гг

* * * Экспертное заключение подготовлено Специалистом по традиционному японскому оружию. Член национальной Ассоциации оружейных экспертов. Старший научный сотрудник РАН, Кандидат исторических наук .

«Закалённый меч, спрятав в ножны, надлежит остро отточить и гладко отполировать сердце отважного воина в себе самом. Выковал меч и сложил стихи придворный 3-го ранга 1-й степени Арикото».

* Тигуса Арикото (千種有功, Chigusa Arikoto, 1796—1854)— придворный, прежде всего прославившийся как поэт (автор нескольких стихотворных сборников) и художник. Также увлекался коллекционированием мечей и со временем сам выучился их ковать. Клинки его работы привлекают внимание коллекционеров по сию пору.

Выковал меч и сложил стихи придворный 3-го ранга 1-й степени Арикото

Закалённый меч Спрятав в ножны, надлежит Остро отточить Гладко отполировать Сердце воина в с

Якитати-ва Сая-ни осамэтэ Масурао-но Кокором масу-масу Тогу бэкари кэри
Yakitachi-ha Saya-ni osamete Masurao-no Kokoro masu-masu Togu bekari keri  
.Размер

Общая длина клинка – 43,7 см

Длина лезвия (нагаса) – 33,0 см

Длина хвостовика (накаго-нагаса) – 10,6 см

Длина вершины (киссаки-ватари) – 3,4 см

Длина грани ко-синоги – 1,7 см

Длина грани ёкотэгива – 1,1 см

Изгиб (сори) – 0,6 см

Ширина у порожков (мотохаба) – 2,6 см

Ширина в средней части – 2,2 см

Ширина в области вершины  (сакихаба) – 1,9 см

Толщина у порожков (мотокасанэ) – 0,5 см

Толщина в средней части – 0,4 см

Толщина в конце боевой части (сакикасанэ) – 0,35 см

Описание

Краткая справка об авторе клинка.

Тигуса Арикото (千種有功, 1796—1854) — потомственный придворный японского императорского двора, член аристократической семьи Тигуса 千種. С 12-летнего возраста возведенный в первую степень третьего придворного ранга. Жил в императорской столице Киото. Был известен как поэт в придворном жанре вака, как живописец, как коллекционер мечей. Использовал поэтические псевдонимы Тидзиноя 千ム迺舎 и Оукэйэн 鶯蛙園. Учился ковке клинков у выдающихся кузнецов синсинто – Одзаки Масатака, Обори Тосихидэ, Нанкай Таро Томотака.   Иногда использовал как кузнец псевдоним Тэнрюси 天龍子. Характерной чертой его стиля стала подпись тосин-мэй на клинке (а не на черене), которая сопровождалась стихами вака его же сочинения. Скончался в 28 день 8-го месяца эры Каэй (1854 г.) в возрасте 58 лет в Киото[1]. В настоящее время его работы (как клинки, таки и живопись со стихами) можно встретить в собраниях многих музеев мира, а также в частных собраниях и на аукционах[2].

1] См.: Sesko M. Nihon-shinshinto-shi - The History of the shinshinto Era of Japanese Swords. Lulu Inc., 2013. P. 134.

[2] Соглаано W.M. Hawley, работы Арикото оцениваются в 20 баллов.

хвостовик (накаго) убу ( не укороченный)

 

Убранство меча ( коси раэ)

Оправа.                   

Художественая оправа выполнена в период Эдо (1600-1868) / Адзути-Момояма (вторая половина-конец XVI в.), в ее комплект входят запорная муфта хабаки, две плоские муфты сэппа, гарда цуба, рукоять цука с футигасира (обоймицей и навершием рукояти) и двумя декоративными фигурками мэнуки; ножны сая с ножом когатана и рукояткой кодзука. Детали оправы имеют характерные следы исторического бытования – общее поверхностное загрязнение; потертость патины и позолоты, коррозия металлических деталей; ветхость и засаленность шнура рукояти; повреждения и утраты лакового слоя на ножнах.

Ножны сая.

Древесина магнолии, лак уруси, рог буйвола, латунь, плетеный шелковый шнур. Покрыта лаком темно-коричневого цвета в технике исимэ-нури (имитация фактуры камня).

гарда меча (цуба) - мастер 山城國伏見住 金家 (Ямасиро-но-куни Фусими-дзю Канэиэ/Yamashiro-no-kuni Fushimi-ju Kaneie) - Канэиэ, житель Фусими-дзю, что в провинции Ямасиро (ныне, Фусими-дзю находится на территории города Киото)  

история мастера Канэиэ жил в период Адзути-Момояма (1568-1603), и считается зачинателем традиции изготовления цуба с картинками. Уже в период Эдо (1603-1868) его работы ценились очень высоко. Ряд его произведений признаны Важным культурным достоянием (重要文化財, дзюё-бункадзай/juyo-bunkazai)

Нож когатана с декоративной рукоятью кодзука.

Нож: сталь кованая; ковка,  закалка, полировка, опиловка, гравюра, травление / чернение .

С внешней стороны декорирован перпендикулярной опиловкой (кири-ясуримэ) и травленой /черненой подписью мастера: 濃州住兼? «Канэ(?) из провинции Мино», т.е. работа одного из многочисленных кузнецов традиции Мино-Сэки, использовавших в подписи иероглиф 兼«канэ». Второй иероглиф скрыт под несъёмной рукоятью. Обратная сторона полированная,  имеет хамон в стиле гуномэ.

Рукоять кодзука. Медь, медный сплав, золотая фольга. Аппликация цветными металлами в высоком рельефе, резьба в высоком рельефе, патина. Декоративный мотив: синтоистский жрец каннуси в ритуальном одеянии, с веером в руках, в сопровождении слуги, под веревкой симэнава (атрибут синтоистского святилища).

 

Доставка компаниями:

Наш YouTube канал

YouTube-Logo-200px

Телефон

Cайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ
Напишите нам в
WhatsАpp